Лучникова Наталья Михайловна – квалифицированный специалист, обладающий высоким уровнем профессиональной компетентности, педагогического мастерства и внутренней культуры. Имеет средне – специальное образование. В 1980 году окончила Кудымкарское педагогическое училище по специальности «Воспитание в дошкольных учреждениях». Стаж работы 19 лет. В должности педагога дополнительного образования 4 года.
Наталья Михайловна является руководителем творческого объединения «Умелые ручки», где основным контингентом являются дети с ограниченными возможностями здоровья. Образовательная деятельность с ними осуществляется по дополнительной общеразвивающей программе обучения декоративным видам творчества «Кладовая радости». Ее цель — приобщение детей к ценностям культурного мира через изучение истории и традиций народного искусства на занятиях декоративно – прикладным творчеством.
Большое значение в работе с детьми-инвалидами педагог уделяет созданию психологически комфортной атмосфере. Отношения строятся на основе взаимного уважения и доверия, что оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ. Во-первых, это приводит к созданию благоприятной ситуации на занятии: он ведет себя доверчиво, открыто, расположен к диалогу, рассказывает о своих проблемах, трудностях. Во-вторых, такая атмосфера является наиболее оптимальной для индивидуального развития, его самореализации. В-третьих, складываются благоприятные условия для педагогического влияния (ребенок воспринимает этот процесс не как вмешательство, а как помощь, совет, рекомендацию). Наталья Михайловна утверждает: «Работая с детьми с ОВЗ, считаю своей главной профессиональной задачей анализ и определение условий, обеспечивающих не только полноценное творческое развитие индивидуальных способностей каждого ребенка, но и его духовное развитие, его душевный комфорт».
Лучниковой Н.М. разработан мониторинг обучения по образовательной программе с целью отслеживания результативности освоения знаниями, умениями, навыками учащимися, которыми они овладели в течение учебного года. Динамика результативности усвоения программы учащимися показал, что дети способны к освоению данной программы, несмотря на то, что она требует значительных усилий в работе над собой. В процессе труда при выполнении самых различных изделий у учащихся вырабатываются такие ценные человеческие качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность, целеустремлённость, самостоятельность, умение выбирать работу, определять, как лучше её выполнить и способность доводить дело до конца. Занятия рукоделием помогают детям с ОВЗ снимать напряжение, дают положительные эмоции, способствуют развитию: мелкой моторики, глазомера, координации движений.
Показателем учебных достижений и свидетельством высокого уровня подготовки учащихся, результатом реализации образовательной программы является 100% сохранность контингента учащихся. Формирование устойчивых интересов и склонностей к занятиям способствует достижению значимых результатов в конкурсах: дипломы участника Всероссийского конкурса «Новогодик» 2012г.; дипломанты III степени, лауреаты III степени регионального многожанрового фестиваля детского и юношеского творчества «Весенняя мозаика» 2013,2015 г.; дипломанты городского конкурса для детей с ограниченными возможностями здоровья «Это мы можем» 2012-2015г.., победители фестиваля литературного чтения «Весенняя капель», 2015 г., дипломы участников и победителей II-III степени во Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества «По-осеннему шепчут листья….», 2014 г. и т.д.
Наталья Михайловна постоянно стремиться найти новые средства, приёмы, методы, формы организаций для повышения уровня познавательного развития детей. С этой целью систематически обновляет собственный банк методических материалов, используя различные педагогические издания (журналы, книги, интернет – сайты). Как говорит педагог: «Использование художественной литературы помогает мне учить детей видеть, думать, оценивать, увлекаться идеей, темой, развивать умения элементарно выражать в художественных образах решение творческих задач. Использование развивающих и дидактических игр развивает мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения. Использование подвижных игр создаёт условия для того, чтобы дети научились владеть своим телом, их движения стали красивыми, а главное, уверенными. Это хорошая профилактика нарушений осанки и других заболеваний…»
Уровень коммуникативной культуры Натальи Михайловны позволил наладить тесные, дружеские взаимоотношения с родителями воспитанников. Ею разработан цикл консультаций и рекомендаций для родителей, с целью повышения их педагогических знаний по вопросам всестороннего развития ребёнка, признания и оценки его достижений, совместной ежедневной деятельности.
Неоднократно Лучникова Н.М. делилась опытом своим педагогической деятельности на уровне учреждения и города.
Митленко Юлия Владимировна,
заместитель директора по
НМР МАУ ДО «ДТДМ»
«Кто-то когда-то должен ответить, высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое трудные дети? Вечный вопрос или больной нарыв?
Вот он сидит перед нами, взгляните! Сжался пружиной, отчаялся он
С миром оборваны тонкие нити, словно стена, без дверей и окон.
Вот они главные истины эти: поздно заметил и поздно учли…
Нет! Не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли…!!!»
С. Давидович
Вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии особо актуален в новых социально-экономических условиях нашего общества. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов министерства образовании Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе РФ «Об образовании» законодательно закреплены и отражены вопросы, связанные с обеспечением надлежащих условий для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В Концепции модернизации российской системы образования определены значимость и важность системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория обучающихся, требующая к себе повышенного внимания, понимания и заботы. В системе дополнительного образования детей деятельность обучающихся с ОВЗ, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченные возможности здоровья. Ведь такой ребенок с малых лет воспринимает окружающий мир в большей степени как агрессивную, враждебную среду, что порождает его стремление «закрыться», уйти в сторону. Преодолеть такую «защиту» даже опытному педагогу бывает крайне непросто.
Важным в деятельности педагога является развитие творческого потенциала воспитанников. Для решения данной задачи в творческом объединении «Умелые ручки» обучение детей с ограниченными возможностями здоровья проходит в индивидуальной форме с использованием развивающих игр.
Игра – это одно из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности ребенка. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.
Основные принципы развивающих игр, направленных на развитие коммуникативных навыков, это совмещение элементов игры и учения, переход от игр — забав через игры — задачи к учебно – познавательной деятельности. Постепенное усложнение обучающих задач и условий игры. Повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности. Единство обучающих и воспитательных воздействий.
Театрализованные игры, используемые на занятиях и основанные на сюжетах русских народных сказок «Теремок», «Репка» и других, имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.
Весь комплекс игр, применяемых на занятиях с детьми, помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры), помогает сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
Внимательное, заботливое отношение к детям и регулярное использование разнообразных развивающих игр дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Они становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах.
Полученные навыки дети с ограниченными возможностями здоровья смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации, самовыражению и самореализации.
Лучникова Наталья Михайловна,
педагог дополнительного образования,
МАУ ДО «ДТДМ»