Поиск
Close this search box.

К «особенным детям» — особенное отношение

Одной из важнейших задач государственной образовательной политики на сегодняшний день является обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на участие в программах дополнительного образования.  Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закреплено обеспечение полноценного участия таких детей в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья являются одной из наиболее уязвимых категорий детей. Они имеют ограниченный круг общения, а система дополнительного образования предоставляет ребёнку максимум возможности для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, получения допрофессионального образования, оказывающего огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтоб получить важные для жизни практические навыки.

Во Дворце творчества детей и молодежи работа с детьми с ОВЗ осуществляется по нескольким направлениям:

  • реализация дополнительных общеобразовательных программ художественной и социально-педагогической направленности;
  • реализация комплексной дополнительной общеобразовательной  программы «Творим вместе», осуществляемая в рамках сетевого взаимодействия с КГБОУ «Норильская школа-интернат» для детей с нарушением интеллектуального развития, которым предлагается освоить такие направления деятельности как декоративно-прикладное творчество, ИЗО, хореография, вокал и фольклор;
  • участие в культурно-досуговых мероприятиях, разнообразных по содержанию и форме реализации, среди которых городские и Дворцовые акции, творческие проекты («Творческая мастерская художественных ремесел», «Музыкальная гостиная», персональные выставки детских работ и др.).

На сегодняшний день в нашем учреждении получают качественное дополнительное образование 55 детей с особыми образовательными потребностями. Обучение данной категории учащихся осуществляется в форме индивидуального образования (на дому) и групповой работы (ребенок с ОВЗ посещает творческое объединение (в том числе и инклзивно – включается в образовательный процесс совместно с другими детьми).

В рамках сотрудничества с КГБОУ «Норильская школа-интернат»» 27 детей осваивают такие направления, как ДПТ, ИЗО, хореография, вокал, фольклор. 18 учащихся обучаются изобразительному искусству, декоративно – прикладному творчеству, конструированию и моделированию одежды, флористикой, развивают речь — на дому по индивидуальным образовательным маршрутам. Инклюзивно занимаются вокалом 2 учащихся, игрой на музыкальных инструментах — 2-ое детей, 1 ребенок обучается народному творчеству.

Организацию образовательного процесса с детьми с ОВЗ педагоги МАУ ДО «ДТДМ» осуществляют с соблюдением определенных психолого-педагогических условий:

  • учет сложившегося социального опыта ребенка;
  • безусловное принятие ребенка как личности;
  • учет возможностей, интересов, потребностей, индивидуальных особенностей;
  • создание ситуации успеха.

Наиболее часто используемыми методами обучения являются:

— словесные (рассказ, беседа);

— наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);

— практические занятия;

— репродуктивные методы, самостоятельная работа и работа под                руководством педагога;

— игровые методы;

— частично – поисковые методы;

— ИКТ.

Для формирования интереса к обучению у детей с особыми образовательными потребностями педагоги Дворца создают ситуацию успеха на каждом занятии при помощи:

  • доступности понимания изучаемого материала;
  • доступного объяснения материала;
  • использования наглядности;
  • личностно — ориентированного подхода;
  • поощрение за любые достижения;
  • создание благоприятной среды;
  • словесной поддержки;
  • установки на позитивное решение проблемы.

Благодаря профессионализму педагогического коллектива Дворца у детей с особыми образовательными потребностями формируются универсальные учебные действия, предусмотренные федеральными государственными образовательными стандартами, которые обеспечивают овладение ключевыми компетентностями: ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникативными, социально-трудовыми. У детей развиваются способности к самообучению, самосовершенствованию и самореализации; воспитывается толерантное поведение у учащихся и родителей.

Всем вышеперечисленным результатам работы по данному направлению способствовала системная деятельность административно – методической команды МАУ ДО «ДТДМ», включающая:

  • повышение квалификации педагогических работников в НФ КГАОУ ДПО (ПК)С ККИПКиППРО по теме «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях интегрированного и инклюзивного обучения» (30 человек);
  • организация семинара – практикума «Инклюзивное образование в ДТДМ: проблемы и перспективы. Доступная образовательная среда для детей с ОВЗ»;
  • организация заседаний методических объединений Дворца, в рамках которых освещались ключевые моменты в работе с детьми с ОВЗ, транслировался положительный опыт педагогов в данном направлении;

обобщение педагогического опыта Лучниковой Н.М. на городском уровне по теме «Особенности организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования детей».

Таким образом, слаженная системная работа административно – методической службы и педагогического коллектива МАУ ДО «ДТДМ» позволяет создавать условия для творческого развития детей с особыми образовательными потребностями, их адаптации к жизни в обществе.

Дата обновления страницы: 21.02.2022

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930