Публикации педагогов

Педагогическая практика. Проект «Музыкальная гостиная» Цыбульской Ю.В.

Здесь можно ознакомиться с описанием проекта «Музыкальная гостиная». Методические материалы по проекту, сценарии мероприятий распространяются по запросу.

Воспитательная работа в современном хореографическом коллективе

Воспитывает все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего — люди.

Из них на первом месте —

родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Одной из самых удивительных и сложных задач является воспитание детей. Как прогнозировать становление «конкурентоспособной, духовно-богатой и гармонично развитой личности», предписываемой современными образовательными концепциями? Каждый педагог ищет ответ на этот вопрос, пробуя технологии, методы, приемы. В богатейшем педагогическом инструментарии главный «инструмент» — личность педагога. Опыт, мастерство, любовь к детям и профессии, понимание своей роли в жизни ребенка, искреннее желание вложить в подрастающего человека все лучшее дают педагогу ту волшебную силу, которая способна взрастить настоящую личность.

Хореографический коллектив «Театр танца «сНежный» Дворца творчества детей и молодежи г. Норильска за 20 лет существования стал центром притяжения не только сотен талантливых детей, но и замечательного педагогического коллектива: руководителей и концертмейстеров. Каждый педагог коллектива – Валентина Егоровна Кудряшова, Вера Константиновна Прикладова, Юлия Викторовна Гебель, Ксения Андреевна Вашкеева и сегодняшний руководитель «сНежного» Алена Васильевна Баянкина вместе с концертмейстерами Анной Васильевной Пастернак и Светланой Анатольевной Шалыгиной создали уникальную воспитательную среду, в которой обучение хореографии является составной частью глубокого, продуманного, всеобъемлющего процесса становления личности ребенка. Коллектив «сНежный» живет в ритме единого организма, где все имеет значение – будь то внешний вид педагогов и учащихся, либо совместные коллективно-творческие дела.

В реализации воспитательной работы в коллективе значительную роль играет союз педагога и концертмейстера. Высвобождая педагогу драгоценное время на обучение искусству хореографии, Светлана Анатольевна Шалыгина, словно ловкий волшебник, органично встраивает воспитательные моменты в структуру занятий на всех этапах: от подготовки до прощания. Путем проб, ошибок, новых идей и неиссякаемого энтузиазма сформировалась система воспитательной работы, включающая разные направления – здоровьесбережение, патриотическое, музыкальное, эстетическое развитие. Музыкальный материал подбирается особенно тщательно и включает лучшие образцы классического наследия, народной и современной музыки. Хореографические занятия в «сНежном» от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Поклоны, переходы от одних упражнений к другим музыкально оформляются, чтобы девочки привыкали организовывать свои движения согласно музыке. Такое оформление занятия прививает осознанное отношение к произведению — умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, темпе, динамике. Вслушиваясь в музыку, воспитанницы сравнивают фразы по сходству и контрасту, познают их выразительное значение, следят за развитием музыкальных образов, составляют общее представление о структуре произведения, определяют его характер. Так формируются первичные эстетические оценки.

Для решения задач музыкально-эстетического воспитания, приобщения учащихся к культурному наследию, педагогическим коллективом реализуется проект «Классики-детям». В течении учебного года дети знакомятся с лучшими произведениями Чайковского, Прокофьева, Шостаковича. Воспитанницы коллектива являются постоянными участниками большого дворцового проекта «Музыкальная гостиная», созданного с просветительской целью.

Неразделима жизнь коллектива со стремлением к здоровому образу жизни.  «День здоровья во Дворце», «Веселые старты», «Мама, папа и я – спортивная семья» — большие спортивно-воспитательные мероприятия не обходятся без участия «сНежного». Во внеурочной обстановке раскрывается чувство сопереживания, чувство плеча, команды – в учебной деятельности эти качества положительно проявляются в ансамблевом творчестве. Дети любят видеть в новом амплуа и родителей, и педагогов. Именно при таком союзничестве родители лучше узнают своего ребенка, больше понимают индивидуальные особенности детей, что в дальнейшем помогает взрослым развивать детские способности, формировать ценностные жизненные ориентиры.

Настоящим воспитательным прорывом в коллективе стала организация детского хора. Совместное хоровое пение перед началом занятия, на переменах, во внеурочное время подхватилось юными танцорами с огромным энтузиазмом и практически сразу стало давать новые качественные воспитательные результаты. Укрепилось чувство общности, коллектива, выросла эмоциональность, учащиеся сами себе создают радостное настроение. Эту идею подхватили и другие хореографические коллективы Дворца, а в конце творческого сезона 2019-2020 года состоится первая «Битва хоров».

Традиционным, но чрезвычайно важным средством воспитания, активно применяемым в коллективе «сНежный» была и остается беседа. По словам концертмейстера Светланы Анатольевны, с детьми жизненно необходимо разговаривать на разные, волнующие их темы: о дружбе и любви, отношениях с родителями, добре и зле, толерантности. При этом необходимо умение слушать ребенка, помогать ему учиться выражать свое мнение, уважительно относиться к детским мыслям.

Любовь, уважение, принятие ребенка, стремление всем профессионализмом, мастерством и опытом помочь ему в росте и развитии являются залогом успешной практики воспитательной работы. В образцовом художественном коллективе «Театр танца «сНежный» личность ребенка, его желания и стремления наряду с хореографическими задачами всегда находятся в центре внимания педагогического коллектива.

Концертмейстер Шалыгина С.А.

Методист Трошкина О.И.

Подготовка учебного занятия. Методист МАУ ДО ДТДМ Трошкина О.И.

Современное учебное занятие в системе дополнительного образования детей – это квинтэссенция новых образовательных тенденций, отражение идей и концепций требований государства и общества к подрастающему человеку.

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение. В отличии от школьных уроков, чаще в сфере дополнительного образования не все занятия носят обучающие задачи. Их можно назвать общеразвивающими и воспитательными, которые в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. Это занятие-диспут, экскурсия, занятие-викторина, различные коллективные творческие дела. Кроме того, довольно часто педагог организует специальные занятия направленные на формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Эти занятия тоже предполагают образовательные задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.

Подготовка учебного занятия – это трудоемкий, творческий процесс, которому педагог учится в течении всей своей жизни.

Во время ежедневной работы с детьми, педагог обретает уверенность в своих силах, профессионализм, раскрепощается, творчески растет. Открытое занятие демонстрирует уровень педагога, является своеобразной «зарубкой» на его профессиональном пути, позволяющей не только получить оценку коллег и администрации, но и самостоятельно проанализировать свои первые успехи, а рабочие занятия являются копилкой опыта.

Проведение открытых занятий педагогов всех категорий – многолетняя практика во Дворце. Вот уже несколько лет наши педагоги покоряют «Педагогический Олимп», демонстрируя свои наработки и опыт. Конечно, методисты уделяют внимание, в первую очередь, начинающим и молодым педагогам, которые как никто нуждаются и в помощи и в психологической поддержке.

Анализируя занятия молодых педагогов мы пришли к выводу, что чаще всего наши коллеги испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности. В меняющихся условиях и новых требованиях с этими трудностями сталкиваются и начинающие педагоги, не готовые к систематической деятельности по подготовке учебного занятия, и их более опытные коллеги.

Успех занятия зависит от многих факторов. Огромную роль играет желание педагога провести занятие качественно и получить опыт. Это желание является основой всех составляющих подготовки и проведения занятия: разработки идеи и формы, взаимодействия с методистом, организации рабочего пространства.

Так как чаще всего педагог обращается в методическую службу за помощью в подготовке открытого занятия, остановлюсь на некоторых моментах, свойственных именному этому виду занятий на примере работы нашего учреждения.

Зачем проводить открытое занятие

Прежде всего поговорим о мотивации.

Что может стать мотивацией к проведению открытого занятия? Учитывая, что наиболее сильными являются внутренние личные желания, рассмотрим плюсы открытого занятия для молодого педагога:

  • Проведение открытого занятия дает опыт. Можно сколько угодно читать кулинарные книги с рецептами, но пока не попробуешь приготовить блюдо самостоятельно, не узнаешь всех тонкостей – блюдо может и не получиться;
  • Открытое занятие – хороший повод познакомиться с коллегами и ресурсами учреждения. К методисту педагог обращается за помощью в составлении плана-конспекта, к звукорежиссеру за музыкой для занятия, к коллегам за подсказками и опытом, это – часть «укрепления» себя в коллективе;
  • Для молодого педагога каждый шаг в профессии новый, поэтому часто приходится наблюдать «изобретение велосипеда» там, где без этого можно обойтись. Например, при подборе игр для разминки, интересных форм проведения рефлексии, поиске картинок для оформления – все это и многое другое, как правило, имеется в учреждении в изобилии, нужно только знать, где и у кого искать;
  • Грамотно подготовленное и проведенное ОЗ «кормит» педагога в течение долгого времени: удачный план-конспект или сценарий можно опубликовать в педагогическом издании, наглядным и раздаточным материалом можно пользоваться на последующих занятиях, фотографии с ОЗ станут частью истории профессионального пути;
  • В условиях высокоинтенсивного педагогического труда, в особенности педагогов-стажистов, показать себя и получить оценку – дорогого стоит. Нужно использовать каждую возможность живого профессионального отклика на свою работу;
  • Существует масса конкурсов, как очных, так и дистанционных, в которых можно принять участие с материалами ОЗ. Качественно продемонстрированная технология или метод могут стать основой для разработки выступления на более высоком уровне, например, на заседании методического объединения или кадровой школы;
  • ОЗ – отличная площадка для реализации своих идей, ведь творческий подход и оригинальные приемы, подкрепленные целесообразностью применения только приветствуются;
  • ОЗ позволяет продемонстрировать педагогу свои сильные стороны, о которых, возможно, еще никто не догадывается.

Преобладающий уровень мотивации чаще средний и нужен некий стимул, чтобы сподвигнуть педагога на демонстрацию опыта. Назовем причины, мешающие педагогам сделать решительный шаг к своей профессиональной открытости.

Если говорить о молодых педагогах, то прежде всего, это неуверенность в своих силах. Часто молодые педагоги связывают открытое занятие с демонстрацией опыта, которого у них еще немного. «Что я умею? – говорят они, — я еще не знаю, как применять все эти приемы и технологии!». Здесь следует понимать, что на открытое занятие приходят с разными целями: методисты – выявить общий уровень подготовленности (если занятие первое), молодые коллеги – посмотреть «как вообще все это проходит», опытные педагоги – узнать последние тенденции в профессии, администрация – оценить перспективность педагога. У опытных педагогов нежелание проводить открытое занятие связано с такими причинами как высокая занятость, недостаточная мотивация к дальнейшему росту, нежелание проявлять инициативу, фантазию.

Открытое занятие опытных педагогов – это методическая сокровищница учреждения, демонстрация уровня образования во Дворце, высокая планка к которой тянутся молодые коллеги.

Типичные ошибки

Наиболее часто встречающиеся затруднения в работе педагога с учащимися:

  • Педагог не владеет прочными навыками организации детей, и большое количество времени тратит на наведение порядка;
  • Неумение применить на практике знание возрастных особенностей детей приводит к тому, что задания либо слишком просты, либо слишком сложны для них;
  • Столкнувшись с детской провокацией или неожидаемым поведением ребенка, педагог теряется и остаток занятия «приходит в себя»;
  • Педагог неравномерно распределяет свое внимание между учащимися, рождая повод для их обид и плохого настроения.
  • Педагог не рассчитал время на подготовку занятия;
  • Педагог не различает цели занятия: свою и детскую;
  • Педагог увлекся формальной стороной занятия;
  • Педагог излишне волнуется;
  • Педагог не делает разницы между рабочим

занятием и открытым;

Таким образом, ОЗ должно стремиться к тому, чтобы быть:

  • Организованным по правилам и требованиям учреждения;
  • Современным в педагогическом плане и по направлению деятельности;
  • Перспективным (то, что можно развивать в дальнейшем, на других занятиях).

Еще одним препятствием становится боязнь критики, нежелание «упасть в грязь лицом». Очень важно правильно настроить педагога, убедить его в успехе, здесь методисту пригодятся знания психологии.

Среди методов работы с педагогами нашей методической службы можно отметить:

подробный, вдумчивый разговор, разбор идеи;

демонстрация желания помочь, искренняя заинтересованность в успехе;

пример успешных занятий коллег;

подбор конкурсов, в которых можно принять участие с материалами занятия;

оформление материалов занятия в сборник, на диск (в методическую копилку)

Нужно настроить педагога на то, что на ОЗ гости приходят с желанием увидеть хорошее, а не плохое. По существующей традиции, анализ проведенного занятия начинается с положительных замечаний, благодарностей за особенно удавшиеся моменты.  Даже если занятие оказалось «провальным», критика и замечания высказываются в конструктивном ключе, выявляются причины неудачи, предлагаются решения, которые сами по себе могут служить ориентирами для развития педагога.

Помочь в преодолении сомнений в своих силах и «успехе предприятия» могут несколько целенаправленных действий:

Этапы подготовки занятия

  • Определиться с темой занятия заранее, не менее, чем за 2-3 недели (если нет уже составленного графика). Нужно помнить, что все специалисты, которые могут помочь с подготовкой, работают по своему графику. Выбирая дату занятия, нужно постараться учесть не только свои желания, но и возможности предполагаемых гостей, а также деятельность учреждения в этот период времени (посмотреть, не совпадает ли дата занятия с какими-то мероприятиями, где могут быть задействованы нужные люди или ресурсы);
  • Выбирая тему, учитывать свои сильные стороны. Демонстрировать нужно то, что лучше всего получается;
  • Прийти на консультацию к методисту. Помощь начинающему педагогу – одно из приоритетных направлений деятельности методической службы, кроме того, мы видим общую картину и можем рассказать о тенденциях;
  • Отработать с учащимися те важные моменты, на которые всегда обращается внимание (своевременное начало, организованность и дисциплина, ритуалы приветствия-прощания, игры в перерыв и пр.). Это те простые действия, которые позволяют говорить о системности работы педагога.

Во Дворце существует практика взаимопосещения педагогами открытых занятий, а также приглашение коллег из других учреждений дополнительного образования. Непременными посещающими являются представители администрации и методисты-кураторы.

Каждый год мы наблюдаем плеяду замечательных занятий, на которых наши педагоги демонстрируют профессионализм, понимание современных тенденций в образовании, интересные педагогические приемы. Наши занятия – это праздник для детей, на которых педагоги умело применяют игровые приемы, используют музыку, иллюстрации, делают качественный раздаточный материал, оформляют кабинеты в соответствии с темой.

Еще раз хочу обратить внимание на то, чем ОЗ отличается от рабочего:

ОЗ демонстрирует, прежде всего, педагога, а затем уже учащихся. На ОЗ от педагога ждут проявления лучших умений, авторских или оригинальных находок. По тому, как провел педагог занятие, будут судить, какой он педагог, а уже потом какой он хореограф, вокалист и т.п.

Открытое занятие – всегда немного шоу. А чего ждут от шоу? Ярких эмоций, приятных впечатлений, хорошего настроения, увлекательного сюжета. Нужно подумать при планировании, что (какой материал, прием) может вызвать такие эмоции у присутствующих. Успех ОЗ во многом зависит от творческой атмосферы, которую создаст педагог вместе с детьми.

Современный, продуманный план-конспект ОЗ демонстрирует методическую компетентность педагога, а самоанализ отражает понимание написанного.

Открытое занятие более насыщенное, интересное. Недопустимо «репетировать» занятие на детях, ОЗ должно принести удовлетворение и радость и педагогу и детям, к тому же «отработанное» занятие видно невооруженным взглядом. Но отработать системные моменты можно и нужно.

Педагогические умения

Для того, чтобы открытое занятие прошло легко, непринужденно, гладко, педагогу требуется целый комплекс умений, которыми он обладает и на сегодняшний момент и которые будет развивать в течение всей профессиональной деятельности. Коммуникативные умения необходимы для общения, понимания, взаимодействия с участниками ОЗ, артистические – для того, чтобы из занятия сделать праздник, правильно его срежессировать и так далее…

Факторы, способствующие успешному проведению открытого занятия

  • Правильный выбор темы и типа занятия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, степени их подготовленности (перегибы в ту или иную сторону могут привести к тому, что детям будет или скучно или тяжело);
  • Занимательное изложение материала, выразительная, уверенная речь педагога, свободное владение материалом;
  • Хорошее настроение и самочувствие педагога;
  • Правильный выбор методов и приемов, целесообразность и оправданность их применения.

Кроме очевидных факторов, существуют некоторые нюансы, соблюдение которых может положительным образом сказаться на ОЗ:

  • Удачный выбор времени и даты занятия, который обеспечит вам «зрительскую аудиторию»;
  • Использование материально-технических ресурсов учреждения (проектора, интерактивной доски, помещений, привлечение к занятию специалистов);
  • Эстетичный, даже праздничный вид педагога и учащихся;
  • Подготовленное помещение (наличие наглядной информации на стендах, мини-выставка литературы по освещаемому вопросу, элементы стилизации в интерьере, удобство организации пространства для себя, учащихся и гостей, комфортная температура и освещение);
  • Наличие среди гостей союзника. Часто в такой роли выступает методист, который помогал педагогу в подготовке

С введением федеральных государственных образовательных стандартов все образовательное сообщество стало «жить по-новому». Дополнительное образование как более гибкое и ориентированное на личность ребенка, гармонично вобрало в свой широкий педагогический арсенал и УУДы (универсальные учебные действия) и метапредметность и компетентности и прочие завоевания времени. Все это нашло отражение в формах организации учебных занятий, изменился и план-конспект.

По общераспространенной традиции, форму проведения открытого занятия педагог выбирает сам. Педагоги «Дворца творчества детей и молодежи» демонстрируют на ОЗ следующие формы:

  • Класс-концерт, музыкальная, литературная гостиная, лекция, беседа (хореографы, вокалисты)
  • Мини-спектакль, этюд, игра-путешествие, экскурсия, музыкально-литературная гостиная, встреча с интересной личностью (театральное искусство)
  • Мастерская, сказка, имитационная игра, виртуальная экскурсия, экспедиция, мини-проект (декоративно-прикладное творчество, ИЗО, английский язык, компьютерная грамотность) и др.

Опытный методист подскажет начинающему педагогу наиболее удачную форму организации открытого занятия исходя не только из уровня его подготовленности, но и с учетом современных образовательных тенденций, которые требуют демонстрации широких педагогических умений. Проще говоря, на открытом занятии педагогу нужно показать, что его учащиеся могут и говорить, и слушать, и самостоятельно работать, и рождать оригинальные идеи.

Отличными формами такой разноплановой педагогической деятельности являются мини-проекты, педагогические экспедиции, квесты, органично сочетающие в себе самостоятельную поисковую учебную деятельность детей и широкое поле работы для педагога.

Современное занятие базируется на качественном и актуальном учебном материале, которое не только дает знания и умения, но и расширяет кругозор, вызывает эмоциональный отклик, рождает поисковый интерес учащихся. Такое занятие не заканчивается со звонком, а мотивирует и детей и педагога к углублению в тему.

План-конспект

Что касается плана-конспекта, важно, чтобы он «работал» во время занятия, служил педагогу композиционной и содержательной опорой, а не оставался в красивой папке демонстрационным материалом для присутствующих. Для того, чтобы умело пользоваться планом-конспектом, необходим навык. Часто вместо плана-конспекта педагог пользуется рабочими записями. Это допускается при условии, что педагог в высокой степени владеет такими умениями, как чувство времени, отличное знание материала, свобода общения, самодисциплина и умение осуществлять педагогический контроль, организаторские навыки… Знакомясь на открытом занятии с планом-конспектом, присутствующие могут оценить идею педагога, даже если ее реализация удалась не в полной мере.

План-конспект может включать сценарий открытого занятия, а может быть схематичным и включать в себя только краткое содержание этапов. План-конспект открытого занятия более подробный по сравнению с обычным, может содержать методический комментарий к методам, приемам или формам организации занятия.

Подготавливая план-конспект открытого занятия, необходимо делать его таким, чтобы им могли воспользоваться другие педагоги: подробным, понятным, интересным.

Аннотированный список периодики на 2 полугодие 2018 года

СПИСОК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ НА

II ПОЛУГОДИЕ 2018 ГОДА

Вестник образования России

Сборник приказов и инструкций Министерства образования РФ, документы законодательных и исполнительных органов власти.

Воспитание школьников

Теоретический и научно-методический журнал. Планирование воспитательной работы, методический и сценарный материал по всем направлениям деятельности образовательных учреждений.

Открытый урок: методики, сценарии, примеры

Журнал публикует методические рекомендации, разработки проведения открытых уроков и мастер-классов по различным дисциплинам, сценарный материал, познавательно-игровые программы.

Поем, танцуем и рисуем

Материалы по-настоящему интересные и нужные, раскрывающие страницы истории культуры и искусства, современные достижения и проблемы.

Методист

Научно-методический журнал, где отражена организационно-методическая работа учреждений дополнительного образования.

Дополнительное образование и воспитание

Независимый помощник в мире теории и практики дополнительного образования.

Педагогическая мастерская. Все для учителя!

Лучшие идеи, методики, современные технологии, педагогические находки – все для эффективной работы педагога.

Внешкольник. Дополнительное образование

Содержит директивные, нормативно-правовые документы, методические разработки и материалы по различным направлениям деятельности.

Праздник в школе

Сценарии мероприятий, праздников.

Читаем, учимся, играем

Журнал-сборник сценарного материала.

Педсовет

Материалы из опыта работы, сценарии мероприятий, праздников и конкурсов.

Справочник педагога-психолога. Школа

Психологическое сопровождение реализации ФГОС. Коррекционно-развивающая работа. Диагностика. Консультирование. Профилактика.

Воспитание и обучение детей с нарушением развития

Содействие в организации помощи детям с ОВЗ: конспекты и планы занятий; нормативно – правовые документы; современные коррекционно – развивающие технологии.

Клуб. Творчество. Общение. Интересы

Развлекательно – познавательный журнал.

Искусство в школе

Творческое развитие детей по разным направлениям искусства.

Газета «Заполярная правда»

По вопросам сотрудничества с редакторами данных издательств обращайтесь в научно-методический центр ДТДМ.

Воспользоваться необходимыми журналами вы можете обратившись к методисту Князевой Анастасии Андреевне, кабинет № 11 с 10.00 до 18.00 (обеденный перерыв с 13.00 до 14.00).

Соревнования по греко-римской борьбе

22 апреля на стадионе «Заполярник» состоятся соревнования по греко-римской борьбе воспитанников спортивного объединения «Борцы». Предлагаем ознакомиться со статьей руководителя коллектива Фолькмана Сергея Валерьевича «Развитие волевых качеств младших школьников».

По многочисленным наблюдениям педагогов, среди основных сложностей работы с современными младшими школьниками является недостаточная зрелость сферы волевой регуляции поведения, низкий уровень развития волевых качеств. Изменение среды развития детей, сокращение времени пребывания на улице, привычка получать похвалу за минимальные усилия, бытовой комфорт приводят к тому, что все больше школьников испытывают заметные трудности в обучении и адаптации к нарастающим дисциплинарным требованиям школы. Типичны такие явления в семье как гиперопека, неустойчивый стиль воспитания. Чаще родители уделяют внимание развитию творческих способностей детей, помогающих реализации принципа «Я хочу», а понятия «надо» и «нельзя» формируются слабее.

Самодисциплина, усердие, выдержка, настойчивость, сила духа особенно необходима мальчикам и начинать работать над этими качествами нужно с ранних лет. Занятия спортом как нельзя лучше помогают в становлении мужественности характера. Ребенок, привыкший трудиться на тренировках, более усерден, внимателен и целеустремлен в учебе. На занятиях в объединении по греко-римской борьбе «Борцы» реализуется система воспитательной работы, направленная на развитие волевых, нравственных качеств, способствующая формированию не только спортивной, но и духовно-зрелой, сильной духом личности.

На первоначальном этапе, когда на тренировки приходят еще совсем юные спортсмены, важнейшую роль играет соблюдение дисциплины и правил, принятых в спортивном зале. Недопустимо опаздывать без веской причины, приходить без борцовского трико и обуви, перебивать тренера, самовольно выходить из зала. К дисциплинирующим ритуалам относятся традиционное приветствие и прощание. Ребенок, усвоивший эти нормы и правила поведения в группе, переносит их и в другие сферы своей жизни – в семью, в школьный класс.

Огромное значение в воспитании волевых качеств играет личный пример взрослого человека. Недопустимо при детях проявлять лень, несдержанность, беспринципность. Для родителей юных борцов регулярно проводятся общие собрания, на которых затрагиваются вопросы воспитания и нравственного поведения в семье. То как сами родители учащихся относятся к спортивным занятиям, способствуют ли трудолюбию ребенка, мотивируют ли на достижение высоких результатов или же наоборот, попустительствуют в лени, разрешают прогуливать тренировки, излишне жалеют, формирует отношение к умению достигать цели, преодолевать трудности. Для младших школьников это особенно актуально, ведь для них взрослый человек выступает примером, авторитетом и ориентиром.

Проявление силы воли обусловлены нравственными мотивами человека. Поэтому важно развивать нравственные убеждения у детей, объяснять почему «нельзя». «К сопернику нужно относиться как к хрустальному сосуду» — повторяет тренер, формируя уважительное отношение к борьбе. Нравственность подпитывает волю, помогает ей проявляться.

Хорошие результаты в формировании волевых качеств дают рассказы о людях, литературных персонажах, проявивших мужество и героизм, а также встречи с выдающимися людьми. На соревнованиях у юных борцов есть возможность не только увидеть, но и пообщаться с именитыми спортсменами. В 2017 году почетным гостем на турнире по греко-римской борьбе стал олимпийский чемпион Алан Хугаев, который поделился с ребятами своим отношением к труду, воспитанию воли: «Каким бы ни был результат, надо всегда идти вперёд. Разницы нет, хочешь ты стать олимпийским чемпионом или самым лучшим строителем, например. Везде надо пахать, тренировать больше всех».

Занятия спортом формируют постоянную привычку преодолевать трудности, работать с усердием, терпеть. «Борцу не больно-борцу приятно» — повторяют юные спортсмены, выполняя сложные задания тренера. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем увеличивая нагрузку, ребенок закаляет свою волю. Педагогическая грамотность тренера состоит в определении посильного объема выполняемых ребенком требований и его постепенное увеличение. В спортивном объединении «Борцы» реализуются три поэтапные программы: от подготовительной «Крепыш» к «Борьбе начальной» и «Борьбе основной». Вся спортивная работа основана на действующих контрольных нормативах по ОФП.

Большое значение имеет наглядная фиксация результатов и прилюдная оценка деятельности воспитанников: это и награда отличительным значком борца, и приглашение на соревнования, и фотография на информационном стенде в зале борьбы, и похвала тренера. Эта «ситуация успеха» работает на всех – и на отличившегося ребенка и на его соратников и на родителей.

Преодоление трудностей связано с достижением целей.  Чем больше цель, тем выше уровень волевых мотивов, тем больше трудностей человек способен преодолеть. Каждая тренировка в «Борцах» начинается с постановки и объяснения цели: для чего мы сегодня работаем, какими станем, достигнув необходимого результата. Эта работа учит юного спортсмена умению видеть перспективу своего развития, формирует мотивацию, внутренний стимул. При этом результат работы должен максимально соответствовать цели, так складывается умение доводить задуманное до конца.

Обязательным фактором, способствующим становлению характера является работа в группе. Ребенок подражает лучшим, старается не отставать, стремится воспитать в себе те качества, которые приводят к победе. На занятиях тренер всегда дает пояснения, почему тот или иной спортсмен сегодня был лучшим и что необходимо делать остальным. Развитию волевых качеств способствует обогащение тренировок разнообразными играми, эстафетами, выявляющими победителей и способствующими развитию здорового соперничества. Для этих же целей полезно делегирование ответственности: на каждой тренировке выявляется лучший борец, который становится помощником тренера, капитаном команды, направляющим.

Волевые процессы играют для человека огромную роль. Слабость сферы регуляции тормозит и дезинтегрирует любую деятельность. Целенаправленные действия педагога, тренера и родителей по формированию волевых качеств непременно принесут плоды, если будут осуществляться грамотно, системно, с любовью и уважением к подрастающему человеку, который, в свою очередь, отзовется на них сильным характером и высоконравственными поведением.

 

Дата обновления страницы: 21.02.2022

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Ноябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930