Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы продолжаем с вами говорить о самооценке подростка, о способах, которые помогут ему преодолеть кризис самооценки. В прошлый раз мы рассмотрели с вами вопрос о том, как правильно критиковать и правильно хвалить  подростка. Какие же еще важные моменты могут облегчить подростку протекание кризиса самооценки?

Реальные достижения

Если родитель хочет помочь подростку повысить самооценку, то прежде всего нужно помочь ему добиться каких-либо реальных достижений, которыми он мог бы гордиться. Наверняка у него есть какие-то способности, которые он еще не раскрыл в полной мере. Дети с заниженной самооценкой боятся взяться за новое дело, потому что не верят в успех. Вот тут-то родитель и может помочь своему ребенку добиться успеха. Нужно постараться разглядеть в нем искру таланта и создать условия для того, чтобы эта искра разгорелась. Гордость за свои достижения – лучший путь к повышению самооценки.

Не судите по другим

Каждый человек уникален, у каждого есть свои достоинства и недостатки, свои сильные и слабые стороны. Одной из распространенных ошибок родителей является стремление судить о своем ребенке в сравнении с другими. Например, если школьнику трудно дается математика, то для него получить четверку по этому предмету, возможно, будет большим достижением, чем пятерка его одноклассника-отличника. Ценность достижения измеряется вложенным в него трудом, а не самой по себе оценкой. Поэтому не следует сравнивать его с детьми, которым этот предмет дается легко, а судить объективно. И самого ребенка нужно научить этому правилу – не сравнивать себя с другими, а сравнивать с самим собой: насколько сегодня у него что-то получилось лучше или хуже, чем вчера, а не лучше или хуже, чем у других. Когда подросток сориентирован на такую «внутреннюю» оценку, у него будет значительно больше поводов для удовлетворенности своими делами и достижениями. Что послужит еще одним шагом к повышению самооценки.

Одним из способов поднять самооценку являются аффирмации – положительные утверждения о себе. Можно повесить над столом ребенка несколько ярких плакатов с утверждениями: «Я принимаю себя таким, какой есть», «Я заслуживаю уважения» и т. п. Пусть он ежедневно повторяет себе эти слова.

Учим ребенка отказывать

Люди с заниженной самооценкой стремятся быть хоть в чем-то значимыми для окружающих, нужными, полезными. Поэтому они не умеют отказывать, когда их о чем-то просят. Но мир подростков довольно жесток в этом отношении. Если школьник безропотно дает всем списывать домашнее задание и безотказно выполняет все поручения, он скорее станет объектом насмешек за спиной, чем добьется уважения и благодарности. Кроме того, если подросток никому и ни в чем не умеет отказывать, он и сам вскоре почувствует себя ведомым и безвольным, что понизит его самоуважение. Вот почему очень важно, чтобы родители научили своего подростка различать – когда кто-то искренне нуждается в его помощи, а когда его просто бессовестно используют. Это не всегда просто. Но как минимум ребенку нужно научиться говорить «нет», когда просьба явно в ущерб его интересам или представляет собой какое-то неэтичное действие. Например, на контрольной работе сосед по парте просит решить за него задачу, хотя за это время подросток, во-первых, должен успеть сделать свое собственное задание и, во-вторых, его товарищ поступит неэтично, выдавая его решение за свое собственное. Научившись в подобных ситуациях отказывать, а не идти безропотно на поводу, подросток тем самым разовьет чувство собственного достоинства и самоуважения. Это не только поднимет его самооценку, но и изменит отношение к нему окружающих. Ведь для того, чтобы добиться уважения, нужно прежде всего научиться уважать самого себя.

Не критиковать внешность

Подростки очень переживают из-за своей внешности. Свою внешность они «разглядывают под микроскопом», старательно выискивая в ней действительные и мнимые недостатки. Недовольство своей внешностью – одна из важнейших причин падения самооценки в отрочестве. Во всем, что касается внешнего вида подростка, родителям нужно быть особенно тактичными. Нельзя допускать никаких критических замечаний в отношении внешности, даже если для этого есть действительный повод. Одно неосторожное слово может привести к формированию комплекса. Разговор с подростком о его внешности уместен только в том случае, если он сам его завел. Верная тактика родителей при этом – не оценивать, а давать советы. Например, девочка жалуется, что у нее недостаточно пышные (гладкие, густые, послушные) волосы – не следует с ней соглашаться, но и не нужно спорить. Можно предложить ей вместе выбрать новый шампунь и средство для ухода за волосами. Или, мальчик недоволен своей полнотой – не нужно критиковать, но и не следует убеждать его в том, что он в прекрасной форме. Можно предложить приобрести для него абонемент в бассейн или в тренажерный зал.

Встречают по одежке

Эта тема также касается внешнего вида, но уже в другом аспекте. В подростковом возрасте впервые начинает действовать этот принцип – «встречают по одежке». Маленьким детям совершенно не важно, кто как одет и кто как причесан. Подростки же очень придирчиво оценивают внешний вид, не только свой, но и друг друга. Для повышения самооценки своего ребенка родители должны приложить все усилия, чтобы и его внешний вид был на высоте. Это не значит, что обязательно покупать ему самую дорогую одежду. Но она непременно должна соответствовать подростковой моде, а не личным вкусам родителей. Очаровательный и практичный свитер с оленями может быть предметом насмешек. Нужно предоставить ребенку возможность самому выбирать для себя одежду, только слегка корректируя этот выбор, если он выходит за рамки ваших эстетических представлений. То же самое касается и стрижки, и выбора аксессуаров.

Уважайте своего ребенка

Последнее по порядку, подытоживающее требование к родителям в действительности является первым по значению. Ни один из способов повышения самооценки не будет работать, если родители не будут искренне и серьезно уважать своего подросшего ребенка. Он уже стоит на пороге взрослой жизни, он представляет собой отдельную личность, это больше не «мамина и папина радость», он теперь сам, со своими мнениями и вкусами, со своим отношением к людям и к событиям. Для подростка необходимо чувствовать и знать, что его самые близкие люди, его родители, видят в нем не только объект заботы, опеки и воспитания, но и личность, достойную уважения. Поэтому очень важно общаться с ребенком на равных, прислушиваться к его мнению, интересоваться его точкой зрения, даже иногда следовать его советам. Проявляя к нему уважение, вы дадите подростку повод уважать самого себя. А это одно из важнейших условий адекватной самооценки.

Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха. Почаще ставьте перед подростком задачи, с которыми он заведомо сможет справиться. Даже небольшие успехи укрепят у него веру в себя и помогут повысить самооценку. И это придаст ребенку смелости попробовать себя в более сложных заданиях.