Психика ребенка формируется с раннего возраста. При неблагоприятных условиях становления психической деятельности (например, ребенок не общается со сверстниками, не познает окружающий мир) в центральной нервной системе возникают нарушения, которые потом могут проявиться в неадекватном поведении. Если взрослые игнорируют такое поведение, оно будет закрепляться.

Как запускается механизм неадекватного поведения.

В основе детского неадекватного поведения всегда отрицательные аффективные переживания, которые связаны с неудовлетворенными значимыми потребностями (например, потребностью в признании, взаимопонимании, защите).

Возникают аффективные переживания чаще всего в ситуациях неуспеха, когда уровень притязаний ребенка не соответствует результату его деятельности, и он должен признать свою несостоятельность.

Притязания – это достижения, которых ребенок хочет добиться во что бы то ни стало. Основываются они на его самооценке – то есть определенной оценке своих возможностей, которая сложилась в его предыдущем опыте. Эта самооценка стала для ребенка привычной, у него появилась потребность сохранить ее и уровень притязаний, основанный на ней. Если он не может удовлетворить эту потребность, то  попадает в ситуацию неуспеха. Возникает неадекватная реакция: он либо отвергает сам факт неуспеха, либо объясняет его несоответствующими действительности причинами. Например, учащийся неправильно что-то спел. Сам он считает себя хорошо поющим. Неадекватно оценивая данную ситуацию, он также и реагирует: обижается на педагога («он ко мне придирается») или на одногруппников («Петрова помешала мне правильно спеть»). Он может упрямиться, замыкаться в себе, уходить в отрицание, становиться заторможенным.

Неадекватная реакция ребенка – это защитное поведение, которое помогает ему пережить неудачу и не снизить самооценку.

К формам неадекватного поведения относят агрессию, негативизм, капризы, плач без причин, немотивированные отказы от общения с окружающими или от какой-либо деятельности. При неадекватном поведении можно наблюдать повышенную возбудимость, двигательную расторможенность и слабость контроля.

Какие причины вызывают неадекватное поведение:

  • Наследственность, органические поражения головного мозга.
  • Неблагоприятное социальное окружение, дисфункциональные отношения в семье – ссоры между родителями, негативизм и неприятие друг друга, частая критика и взаимные претензии, проецирование на ребенка родительских проблем, тип воспитания, например излишне строгое обращение без учета возможностей и эмоционального состояния ребенка. Важно отметить, что в этом случае он почти не нуждается в коррекции. Отношение к своим действиям необходимо пересмотреть взрослым.
  • Стрессовые ситуации – рождение другого ребенка, вынужденная разлука с близкими, смена места жительства, школы, конфликт со сверстниками или педагогом, болезнь. Если реакция на травмирующую ситуацию закрепляется, то постепенно она становится патологической чертой личности.
  • Общее переутомление, физическое и психологическое перенапряжение – у такого учащегося будут заметны повышенная истощаемость и высокий уровень раздражительности, могут появиться нарушение сна и вегетативные расстройства, например приступообразные головные боли, снижение работоспособности, повышенная потливость, предрасположенность к внезапной потере сознания, нарушения функций желудочно-кишечного тракта.
  • Личностные особенности учащегося – повышенная чувствительность, тревожность, инфантилизм, демонстративность.

Как действовать педагогу в случаях неадекватного поведения ребенка.

Хотя каждый случай неадекватного поведения требует индивидуального подхода, есть общие рекомендации, следуя которым педагог сможет решить проблему.

  1. Выяснить истинную причину неадекватного поведения.

Как правило, дети и подростки понимают, что ведут себя неправильно. Но они не осознают, что делают это, чтобы:

  • Привлечь внимание
  • Избежать ситуаций неуспеха
  • Получить власть
  • «отыграться»
  • Почувствовать свою принадлежность к коллективу и внести свой вклад в жизнь этого коллектива (даже путем нарушения дисциплины).
  1. Акцентировать внимание на поступках учащегося, а не на личности.

Педагог обсуждает с учащимся его поведение, но не использует при этом оценок, избегает резких определений (например, «безобразно», «вызывающе», «по-хамски»). Поступок обсуждает тот, что произошел в «данный момент», не вспоминает прошлые и не говорит «Я уверен, что это снова повторится». Если педагог выполнит все эти условия, он: не спровоцирует отрицательную реакцию учащегося; не испытает сам негативных эмоций (не накрутит себя).

Если педагог ведет беседу доброжелательно – у учащегося не появится желание защищаться и протестовать.

  1. Контролировать отрицательные эмоции.

Вполне нормально чувствовать злость, беспомощность и возмущение. В то же время с такими чувствами педагог не может мыслить спокойно и здраво. Этого добиваются дети, которые хотят ощутить власть.

! Если педагог остается спокоен, учащийся не получает ожидаемой реакции и у педагога есть возможность успешно взаимодействовать с ним в дальнейшем. Если учащийся видит, что педагог теряет контроль, то получает поощрение своим действиям и начинает управлять ситуацией и педагогом.

  1. Не усиливать напряжение ситуации.

Напряжение только возрастает, если педагог:

  • Повышает голос
  • Использует унизительные выражения
  • Говорит с сарказмом
  • Оставляет за собой право последнего слова
  • Применяет физическую силу
  • Оценивает личность учащегося, сравнивает его с другими, передразнивает
  • Требует и давит
  • Втягивает в конфликт других людей.
  1. Дать учащемуся возможность выйти из ситуации с достоинством.

Педагог не требует полного подчинения своим требованиям, системе правил. Он допускает, что учащийся их выполнит, но по-своему. Выслушивает мнение учащегося, чтобы найти компромисс.

  1. Показать пример доброжелательного поведения.

Педагог откладывает дисциплинарные меры до тех пор, пока не утихнут эмоции. Показывает пример мирного разрешения конфликта. Если он демонстрирует доброжелательность – учащийся начнет вести себя также. Дети не придумывают новых форм поведения – они лишь повторяют за окружающими.