Добрый день, уважаемые родители! Рада продолжить с вами общение в новом учебном году. Предлагаю продолжить наш разговор о воспитании подростков. В прошлом учебном году мы рассматривали с вами новообразования переходного возраста; факторы, влияющие на протекание подросткового периода: акцентуации характера, типы семейных отношений; психофизиологические особенности пубертатного периода; «подростковый бунт», как с ним справиться.

Сегодня предлагаю поговорить о кризисе самооценки в подростковом возрасте.

Самооценкой называют то, как человек оценивает сам себя, свои черты характера, свои способности, возможности, умения, достижения, свое место среди других людей. Это очень важное качество личности, которое во многом определяет поведение в настоящем и планы на будущее.

Почему мы говорим о кризисе самооценки в подростковом возрасте? Дело в том, что именно в этом возрасте она начинает приобретать более целостный характер. Дети младшего возраста могут оценивать себя только ситуативно – «я поступил хорошо» или «я поступил плохо». Причем в таких оценках дети в основном опираются на оценки взрослых. Им еще не присущ самоанализ. В подростковом же возрасте самооценка начинает затрагивать личные качества, она обращается внутрь. Ребенок в этот период начинает оценивать не отдельные поступки, а себя в целом. Он начинает оценивать себя в сравнении с другими сверстниками.

Это сложный процесс, происходящий на фоне стремительных перемен в организме, в социальном статусе, на фоне постоянных колебаний настроения. Перемены приводят к тому, что ребенок словно не узнает самого себя, настолько сильно он отличается от того, каким он был еще совсем недавно. И очень часто это вызывает негативную реакцию. Поэтому очень многие подростки очень склонны к заниженной самооценке. К окончанию подросткового возраста самооценка может стабилизироваться и стать адекватной, но лишь в том случае, если этому благоприятствовали внешние обстоятельства. Если же в школе и дома никто не помогал подростку преодолеть кризис самооценки, она может так и остаться заниженной и во взрослом возрасте.

Посмотрим, как меняется самооценка подростка от начала переходного периода до его завершения. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования психологов.

Первая стадия, приходящаяся на возраст 11 – 12 лет, является наиболее сложной и критичной. До трети подростков в этом возрасте дают себе полностью отрицательную характеристику. Многие дети в этом возрасте сами к себе относятся с опаской, не зная, чего от себя ожидать. Даже те из подростков, которые на этой стадии не оценивают себя полностью негативно, отыскивают в себе очень мало положительных черт, говоря обычно, что недостатков у них много, а нравится в себе только что-то одно.

На второй стадии, в 13 – 14 лет, способность к более справедливому оцениванию себя возрастает. Ребенок уже больше принимает себя таким, какой он есть. Но вместе с тем возрастает потребность в уважении и оценке окружающих, которые не всегда могут соответствовать ожиданиям подростка. И это также может удерживать самооценку на низком уровне. В процентном отношении в этом возрасте так и остается около трети подростков с заниженной самооценкой.

К 15 – 16 годам самооценка становится более стабильной. Если подросток не страдал комплексом неполноценности, если был способен разглядеть в себе хотя бы отдельные положительные черты, эта способность усиливается. Некоторые подростки, имевшие ранее низкую самооценку, также несколько выравнивают ее. Но далеко не все способны справиться с этим самостоятельно. Вот почему так важна роль родителей в преодолении кризиса самооценки.

Как понять, занижена ли самооценка?

Подростки с заниженной самооценкой чаще всего скрывают свои сомнения и переживания от родителей. Поэтому родителям сложно бывает понять, что их ребенок страдает комплексом неполноценности. Нужно обладать очень тонким чутьем, быть очень внимательными к своему ребенку, чтобы догадаться об этом. Для того, чтобы решить проблему, нужно сначала убедиться, что она существует. Есть ряд признаков, которые являются свидетельствами заниженной самооценки. Если вы обнаружите всего один – два из этих признаков, это еще не повод тревожиться, возможно, это просто случайное совпадение. Просто повнимательнее понаблюдайте за своим ребенком, прежде чем делать выводы. А вот если совпадений будет больше, то это уже не случайность, у вашего ребенка происходит кризис самооценки, она явно занижена. В этом случае помощь родителей просто необходима. И не следует с ней затягивать, чтобы такая неадекватная самооценка не стала устойчивой. В подростковом возрасте родители могут еще сами справиться с ситуацией. Но если не отреагировать вовремя, то в последствии может потребоваться помощь специалистов.

Признаки заниженной самооценки:

  1. Подросток часто тревожится, проявляет беспокойство, некоторые предстоящие события могут вызвать у него настоящую панику.
  2. Подросток сильно зависит от мнения окружающих, часто задается вопросом, что о нем скажут или подумают, переживает об этом.
  3. Подросток неохотно идет на новые контакты, опасаясь, что над ним будут смеяться.
  4. У подростка есть «кумир» среди сверстников, которого он считает примером для подражания. При этом он подчеркивает, насколько велика между ними дистанция.
  5. Подросток не решается попробовать какое-то новое занятие, дело, увлечение, потому что заранее уверен, что не сможет добиться положительного результата, настроен на неудачу.
  6. Если у подростка получилось что-то сделать хорошо, он считает это случайностью, удивляется, не берет в расчет этот успех в своих дальнейших планах.
  7. Подросток болезненно реагирует, если на семейных торжествах или в компании родственников речь заходит о нем.
  8. Подросток не любит посещать школьные мероприятия, не любит бывать в больших компаниях.
  9. Общению с друзьями подросток предпочитает уединенные занятия – слушать музыку, читать, сидеть за компьютером.
  10. Подросток неохотно делится с родителями своими мыслями, переживаниями, не любит рассказывать о своих делах, о происшедших событиях.

Самооценка подростка во многом зависит от того, как его оценивают окружающие. Мнение сверстников в этот период выходит на первый план. Но мнение родителей не перестает от этого быть значимым. И если у подростка занижена самооценка, то родители могут и должны стать первыми помощниками в преодолении этого болезненного кризиса. Два основных двигателя самооценки – это похвала и критика.

Как же правильно критиковать и хвалить, чтобы помочь своему ребенку избавиться от комплекса неполноценности? Об этом мы, уважаемые родители, поговорим в следующий раз. До скорой встречи! Успехов вам в воспитании своих детей и отличного настроения!

С уважением педагог-психолог ДТДМ

Гросс Елена Вячеславовна