Добрый день, уважаемые родители! Мы продолжаем говорить с вами о подростковом возрасте. И сегодня мы рассмотрим вопрос о том, как влияют типы семейных отношений на протекание подросткового периода.

В каждой семье, осознанно или не вполне, складывается свой определенный тип отношений. Исходя из многолетних наблюдений, психологами были выделены 4 типа родительского отношения к ребенку и соответствующие им типы воспитания.

Модели отношений:

*     Диктат;

*     Опека;

*     Невмешательство;

*     Сотрудничество.

Диктат

Этот тип отношений подразумевает систематическое и жесткое подавление одним или обоими родителями воли, инициативы, чувства собственного достоинства у остальных членов семьи, в особенности у детей. Диктат может быть односторонним, например со стороны отца к матери и детям. Может быть и двусторонним – со стороны обоих родителей по отношению к детям.

Безусловно, при любом типе отношений родители выдвигают определенные требования к ребенку. Но их выполнение может достигаться разными методами. В случае диктата методом являются насилие и приказ. Ребенку не объясняют, почему к нему предъявляются именно такие требования, не поясняют целей воспитания, он не имеет права голоса. Такой тип отношений вызывает сопротивление ребенка, особенно в подростковом возрасте, когда у него наиболее сильно проявляется стремление к независимости и пониманию происходящего. На жесткие требования он, в зависимости от черт характера, отвечает открытой агрессией или прибегает к обману, лицемерию, двойным нормам поведения дома и вне его. Если же сопротивление удается подавить, это приводит к одновременному подавлению и таких ценных личностных качеств, как инициативность, чувство собственного достоинства, самостоятельность, вера в свои силы, доверие к окружающим.

Опека

При этом типе отношений родители ограждают ребенка от любых забот, трудностей и усилий. Задачей таких отношений является обеспечение ребенка всем необходимым. Формирование его личности отходит на задний план, часто вообще не принимается в расчет. Своими действиями родители препятствуют формированию у подростка чувства ответственности за свою судьбу, они не дают ему подготовиться к взрослой жизни. В переходный период данный тип отношений вызывает реакцию, сходную с диктатом. Ребенок протестует против гиперопеки, требует хоть некоторой доли самостоятельности. У него так же, как и при диктате, могут развиться двойные стандарты поведения. Дома он прикидывается паинькой, а вырвавшись из его стен, сбрасывает с себя эту маску, ведет себя в соответствии с нормами, принятыми в его группе сверстников. При этом, как и в случае диктата, у подростка может развиться стремление как можно раньше познать все «запретные плоды» улицы. Но это еще не самый худший сценарий его развития, поскольку в этом случае со временем возрастная шелуха отпадет, а он сможет обрести действительные ценности. Значительно хуже, если ребенок пойдет на поводу у родителей и разучится проявлять инициативу и самостоятельность. Он окажется совершенно неприспособленным к взрослой жизни, во всех начинаниях будет терпеть неудачи и до зрелого возраста продолжит сидеть на шее у родителей.

Невмешательство

Этот тип отношений в семье подразумевает признание относительной независимости детей от родителей, допускает наличие у детей своих интересов, своего личного пространства. Он не исключает родительскую заботу, но предполагает определенные границы, за которые вмешательство родителей не должно простираться. Равно как и дети в такой семье не должны нарушать границ, не должны лезть в дела взрослых. Таким образом, в одной семье бесконфликтно сосуществуют два мира – мир взрослых и мир детей. Эта модель отношений позволяет детям развивать самостоятельность и инициативность. Но она не решает никаких воспитательных задач, родители остаются пассивными наблюдателями развития своих детей. Подростки в такой семье преодолевают все свои трудности самостоятельно, но вот всегда ли это может пройти успешно без помощи и поддержке родителей – большой вопрос.

Сотрудничество

Это наиболее плодотворная модель семейных взаимоотношений. Она предполагает участие всех членов семьи в достижении общих целей. Подростки в такой семье имеют право голоса в решении семейных вопросов, в планировании каких-то событий. Их мнение не является решающим, но ни в коем случае не оставляется без внимания. Этот тип отношений не исключает наличия личного пространства у каждого члена семьи, не предполагает постоянную публичность и «разбор полетов». Но вместе с тем в такой семье не существует и понятий «мои проблемы» или «твои проблемы». В любой затруднительной ситуации каждый член семьи может рассчитывать на всемирную поддержку и помощь. Точно так же любое радостное событие или достижение одного становится предметом гордости всех. В семьях с такой моделью отношений подросткам легче всего бывает преодолеть все трудности переходного периода. Они могут рассчитывать на деликатность родителей и в то же время быть уверенными в их любви и помощи, несмотря на все возможные осложнения и кризисы перехода к взрослости.

Сложности подросткового периода могут быть в равной степени вызваны как жестким контролем над поведением подростка, так и полным его отсутствием. Но это лишь крайние точки, существует много более благоприятных промежуточных вариантов, когда ребенок имеет ту или иную степень независимости.

Не всегда модель отношений может быть определена четко. У двух родителей могут быть разные установки на воспитание детей. Например, мать склонна к гиперопеке, а отец к невмешательству. А если вместе еще живут бабушка с дедушкой, то отношения в семье могут еще более усложниться. Взрослым надо понимать, что различие в требованиях, разное понимание цели и метода воспитания дезориентирует ребенка. Особенно сложно ему будет метаться между двух (а то и более) взрослых именно в переходный период.

Уважаемые родители, я надеюсь, что данная информация будет вам полезна в общении с вашими детьми. В следующий раз мы поговорим о том, какие изменения происходят в организме мальчиков и девочек в ходе пубертатного периода и как они связаны с психологическими переменами в подростковом возрасте. Желаю вам успехов и отличного настроения! До скорой встречи!

С уважением педагог-психолог ДТДМ

               Гросс Елена Вячеславовна, тел. 34-00-98,                                      

                        ул. Московская д.29 «А», ДЮЦ «Алькор»