Дворец-центр семейного воспитания

О городском клубе «Счастливая семья»

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, «процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей».

Современная семья и взаимоотношения внутри ее значительно отличаются от традиционного канона. В последние десятилетия увеличилось количество неполных семей и семей с «новым» отцом. Многие родители имеют вредные привычки. Во многих семьях взгляды на воспитание детей не совпадают.

С 2006 года на базе МАОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи» существует городской клуб «Счастливая семья». Ежегодно в состав клуба входят 13-18 семей, около 60 человек. Семейный клуб органично вписался в большой проект «Дворец — центр семейного воспитания».

Цель деятельности клуба: способствовать формированию ценностных ориентаций детей через активный семейный досуг. В процессе деятельности решаются следующие задачи:

  • исследование уровня ценностных ориентаций детей, участников клуба;
  • поиск новых интересных форм организации семейного досуга;
  • вовлечение детей в активные формы досуговой деятельности.

Деятельность клуба направлена на пропаганду здорового образа жизни семьи; популяризацию активного и творческого семейного досуга; изучение, сохранение и развитие семейных традиций.

Используя современные методы и средства организации культурно-досуговой деятельности, через проведение творческих и познавательных форм работы и происходит формирование ценностных ориентиров детей – взаимопонимания с родителями, причастность к традициям и культуре своей семьи и родины, понимание важности себя как представителя своего рода, уважение и принятие чужых традиций.

Наряду с наблюдением, анкетированием, проведением бесед, использованием игровых методов активизации, иллюстрирования, импровизации, состязательности, широко включалось создание разнообразных педагогических ситуаций, способствующих выявлению отношения детей к тому или иному поступку, действию, как его самого, так и окружающих.

Подготовка и организация следующих форм работы способствовали выявлению, пропаганде и формированию традиций семей-участников:

  • ежегодные творческие представления летнего отдыха семьи «Наше летнее настроение»;
  • традиционный лыжный забег, посвящённый Победе в ВОВ и рассказ о родных-участниках боевых действий;
  • знакомство с традициями другого семейного клуба МБОУ ДОД «СДЮТиЭ» «Аргиш»;
  • праздничная программа «Наши папы лучше всех»;
  • познавательно-развлекательная программа «Скоро, скоро, Новый год!»

Подобные формы организации работы клуба развивают коммуникативную и общую культуру участников, помогают в становлении таких морально-нравственных качеств как уважение семейных традиций, общность семейных интересов, сопричастность с культурой своей семьи и понимание своей роли в ней, самоутверждение себя как представителя своих предков. Клуб культивирует ценности, которые русский философ И. А. Ильин выделил и назвал необходимыми условиями традиционного семейного воспитания:

− любовь, жертвенность и взаимопонимание между супругами;

− признание иерархичности взаимоотношений в семье с учетом интересов,

роли и места всех ее членов;

− ведение нравственного образа жизни на основе отечественных духовных

традиций;

− признание супругами семьи и детей подлинными жизненными ценностями;

− желание супругов укреплять семью и дать доброе воспитание детям;

− сохранение единства в жизни семьи;

− взаимоуважение и взаимоответственность всех членов семьи;

− совместное духовное возрастание всех членов семьи.

Хорошей традицией клуба за несколько лет стало знакомство членов с образом жизни каждой семьи в творческих отчетах, презентациях.

Одной из задач семейного клуба является здоровьесбережение участников и формирование ценности здорового образа жизни, осознание себя нравственно, духовно и физически здоровой личностью.

Формы работы клуба, направленные на пропаганду здорового образа жизни семьи и активного совместного досуга (катание на лыжах и коньках, боулинг, спортивные соревнования на турбазе) не только очень нравятся участникам, но и способствуют формированию таких качеств как взаимовыручка, стремление к победе, радость за успех своих родных и других людей, умение получить удовлетворение от физической активности.

Семьи в составе клуба принимают участие в городских и дворцовых праздниках, направленных на воспитание толерантности и значимости института семьи. Это такие мероприятия как:

  • «Открытие года семьи в городе Норильске»;
  • праздничная программа, посвящённая 40-летию ДТДМ «Мы счастливы, когда мы вместе»;
  • закрытие творческого сезона в ДТДМ;
  • праздничная конкурсная программа «Если ты настоящий мужчина».

Во время мероприятий участники клуба ярко проявляют свои лучшие черты –взаимовыручку, творческое мышление, дружность, сплоченность, уважение к традициям разных народов. В состав клуба входят семьи разной национальности и всех их объединяет общая творческая, дружеская атмосфера.

Одним из постоянных направлений деятельности клуба является организация познавательных и экскурсионных встреч участников. За годы существования клуба налажено сотрудничество с музеем истории освоения и развития НПР, проводятся автобусные экскурсии по городу. Яркими впечатлениями запомнилась участникам познавательно-развлекательная программа «Город наш – дорогой и любимый», раскрывшая красоту и самобытность Норильска, природы и культуры Таймыра.

Такая разнообразная деятельность способствует высоким результатам работы клуба, что подтверждается диагностикой. С качестве диагностических методов используются наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы. Результаты проведённых исследований показали, что большинство детей-участников при вступлении в клуб имеют достаточно сформированные ценностные ориентации в пределах своей возрастной группы, а участие в делах клуба оказывает значительное влияние на их качественное развитие.

Постепенно ценностные ориентации детей складываются в более расширенную, сложную и устойчивую систему, определяющую активную жизненную позицию ребёнка. По наблюдениям родителей, дети после участия в делах клуба становятся более общительными, раскрепощенными, открытыми к доверительным отношениям, инициативными, проявляют свои творческие способности. Главной ценностью становится укрепление отношений родителей и детей. На встречах клуба дети с удивлением и радостью наблюдают творческие умения своих родителей, их взаимоотношения в несемейной среде, а родители, в свою очередь, стараются демонстрировать перед собой, друг другом и детьми свои лучшие качества. Особенно это заметно на примере пап, которые, традиционно, являются самой тяжелой для вовлечения в творческие дела аудиторией. Папы, принимавшие участие в нескольких встречах клуба, раскрепощаются, начинают участвовать в общих делах и по их собственному признанию, испытывают искреннюю радость от такой формы семейного досуга. Задания, над которыми работают семьи, носят объединяющий характер и успешное выполнение возможно только при совместных усилиях всех членов.

Среди множества «плюсов», которые отмечают участники клуба, наиболее часто встречаются такие положительные факторы:

  • Участвуя в заседаниях клуба, дети и родители находят больше «точек соприкосновения», начинают лучше понимать друг друга;
  • Есть возможность качественно, с пользой провести семейный досуг;
  • У участников нет необходимости самостоятельно заниматься организацией экскурсий, поездок – это делает руководитель клуба;
  • Мероприятия проводятся на высоком профессиональном уровне;
  • При выборе форм и средств отдыха учитываются пожелания участников;
  • У родителей есть возможность встретиться со специалистами для решения своих семейных вопросов (педагогом-психологом, организатором);
  • Клуб пропагандирует здоровый, активный семейный досуг;
  • Во время встреч участники узнают новую информацию о творческой, культурной жизни города;
  • Программа деятельности клуба составлена таким образом, что семьи принимают участие в мероприятиях с радостью, без принуждения;
  • Мероприятия клуба способствуют раскрытию творческих способностей участников.

Данная работа является результатом опыта функционирования городского семейного клуба «Счастливая семья» на базе МАОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи» на протяжении одиннадцати лет и может заинтересовать специалистов, занимающихся вопросами семейного воспитания в учреждениях дополнительного образования.

 

Саламатина Ольга Александровна,

методист высшей квалификации

 МАОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи»,

т. 46-34-24

Организация работы с семьей в филиалах Дворца творчества детей и молодежи – детско-юношеских центрах.

В структуру Дворца творчества детей и молодежи входят 4 детско-юношеских центра, расположенных в различных районах города Норильска. Все ДЮЦ реализуют воспитательную программу «Этот разноцветный мир», целью которой является создание условий для воспитания гармонично-развитой личности ребенка. Одним из самых важных компонентов деятельности является работа с семьей. В сотрудничестве и сотворчестве с родителями воспитанников и учащихся центров реализуются проекты, программы, направленные на развитие и сохранение лучших традиций отечественного воспитания.

Основу системы взаимодействия детско-юношеского клуба «Фортуна» с семьями воспитанников составляет идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их деятельность. И здесь важен принцип сотрудничества, а не параллельности.

Целью взаимодействия ДЮЦ и семьи является создание единого образовательного пространства, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) уютно, интересно и полезно. Такой союз ориентирован на согласованность воспитательных и развивающих воздействий на ребенка. Именно поэтому в качестве одной из основных форм работы с семьями наших воспитанников мы выбрали такое объединение родителей, детей и педагогов, как семейный клуб «Гармония», который работает уже третий год (2013-2016). Деятельность семейного клуба осуществляется в соответствии с планом мероприятий на учебный год.

Семейный клуб «Гармония» помогает окунуться всей семьей в совместное творчество.  Это очень интересное и важное занятие. Встречи в семейном клубе «Гармония» направлены, прежде всего, на организацию семейного досуга, где каждый найдет себе занятие по душе, а также раскроет все скрытые в себе таланты! Каждая встреча имеет тему, способствует развитию в непринужденной обстановке тех или иных умений.

За данный период времени в рамках работы клуба использовались разные виды деятельности: проведение семейных праздников (день рождения, юбилеи), проведение конкурсных программ к Дню матери: «Мама, мамочка мамуля», «Мая мама такая одна», Дню защитников Отечества: «Рота подъем», «Разговорчики в строю», международному дню защиты детей «Мы вместе!», дни открытых дверей, открытие и закрытие творческого сезона. Для родителей организуются мастер-классы, на которых семья создает, как правило, один шедевр. Творят все Вместе в одном пространстве. («Подарок своими руками», «Старые вещи на новый лад» «Создадим праздник сами»).

Встречи в семейном клубе «Гармония» направлены, прежде всего, на открытие и раскрытие творческого начала, на взаимодоверие, взаимодействие, взаимообщение, взаимообучение, развитие и поддержание личностных границ и коммуникативный умений. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны для улучшения отношений между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, каков он есть, безоговорочно. Они имеют возможность увидеть собственного ребенка в обстановке, отличной от семейной, понаблюдать за его общением со сверстниками и педагогами, открыть в нем новые способности. В совместной деятельности родители и дети учатся понимать друг друга, доверять друг другу, становиться настоящими партнерами.

По результатам работы можно сделать следующие выводы:

Целевой компонент работы Клуба с родителями реализован на должном уровне.

В ДЮЦ сложилась система работы с родителями воспитанников (в рамках семейного клуба).

Показателями результативности в реализации системы работы с родителями является:

  1. Удовлетворенность родителей работой ДЮЦ (стабильность родителей активных участников клуба «Гармония», привлечение новых участников);
  2. Увеличилось число заказных мероприятий по организации семейных праздников;
  3. Улучшилось взаимодействие родителей с педагогами, детей с родителями;
  4. Родители воспитанников – активные участники во всех делах ДЮЦ «Фортуна», помощники педагогов, благотворители.

В ДЮЦ «Алькор» ведется работа с родителями в рамках проекта «Дворец-центр семейного воспитания». Работа в «Алькоре» организованна через семейный клуб «Очаг», который существует уже 6 лет, руководителем является педагог-организатор Величко И. П. В рамках этого клуба проводятся различные мероприятия, некоторые из них уже стали традиционными — такие как День Матери, Новогодние посиделки, 8 Марта. Педагог-психолог Гросс Е. В. ведет психолого-педагогическое сопровождение родителей в рамках семейного клуба «Как воспитать своего ребенка счастливым». Это беседы, тренинги, индивидуальные консультации. Педагоги дополнительного образования Барковская С. А., и Лыкова О. П. в рамках семейного «Хобби-клуба» проводят мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, педагог дополнительного образования Старусева О. А. – по вокалу.

В детско-юношеском центре родители могут получить консультативную помощь по любым направлениям деятельности клуба, а также обратиться к педагогам дополнительного образования за консультацией или практической помощью в творчестве с детьми.

В ДЮЦ «Алькор» мероприятия, направленные на развитие семейного воспитания и организованные для семей воспитанников проводятся в различных формах. Это  организационные родительские собрания, тематические родительские собрания «Все начинается  с…», «Игра или игрушка» «До встречи, любимый Алькор», конкурсно-игровые программы «А ну-ка, Мамочки», Новогодние посиделки, развлекательно-игровая программа «Широкая масленица», развлекательно-игровая программа «Моя мама-лучшая на свете», «Ты на свете лучше всех-Мама», развлекательно-игровая программа «Цветик-семицветик», «Нынче праздник», программы для пап «Служу Отечеству», «Последний герой», «На страже Родины», проведение мастер-классов в клубе «Очаг»-«Новогодняя игрушка», «Валентинов День»- изготовление валентинок в технике оригами, «Праздник 8 марта взрослым и детям» или как провести праздник дома», мастер-класс «Георгиевская ленточка», конкурсы «Письмо маме», проекты «Мои права-моя защита», «Моя семья- мое богатство», «Моя семейная реликвия». Такое разнообразие форм позволяет вовлекать в образовательный процесс различные семьи, с разными предпочтениями, вкусами, традициями, что делает сотворчество эффективным, радостным.

В детско-юношеском центре «Горка» за последние три года (2013-2016) проведено значительное количество мероприятий, направленных на развитие лучших традиций совместного воспитания детей. Перечислим самые значимые из них:

2012-2013 учебный год

Родительские собрания:

  • Организационное «Будем знакомы»;
  • Семейный круг «ДЮЦ: дело найдется каждому».

Практикум «Вспоминая детство» (вырезание новогодних снежинок)

Туристическое путешествие — активный семейный отдых «Зарница».

Охват родителей в мероприятиях — 59

2013-2014 учебный год

Индивидуальные беседы, встречи, консультации.

Родительские собрания:

  • «Визитная карточка семьи».
  • «Игры нашего детства».

Приглашение родителей на День открытых дверей «Золотой ключик», открытие сезона «Таинственная дверь», закрытие сезона «Ключи счастья» ДЮЦа.

Семейные праздники:

  • «Нежной, ласковой самой…»
  • «Новогодние приключения Мороза Ивановича»
  • «Родине служить!»
  • «А как без вас прожить?»

С 2014 года в ДЮЦ открыт семейный клуб «У семейного очага», руководитель клуба педагог-организатор Соболь О.И.

1 неформальная встреча в месяц, согласно плана работы

Охват родителей в мероприятиях — 147

2014-2015 учебный год

Индивидуальные беседы, встречи, консультации.

Родительские собрания:

  • «ДЮЦ — школа общения разных людей»
  • «Жизнерадостное мировоззрение — благополучная жизнь»

Приглашение родителей на День открытых дверей «Путешествие по Тридевятому царству», концерт «Пусть всегда будет мама!», открытие творческого сезона «Тридевятое царство», закрытие творческого сезона ДЮЦ «Диво-остров».

Семейные праздники:

  • «Пусть всегда будет мама!»
  • «Новогодние приключения Мороза Ивановича»
  • «От кольчуги до бронежилета»
  • «От шкуры мамонта до наряда от кутюр»
  • «Спасибо деду за Победу!»

Охват родителей в мероприятиях — 297

1-е полугодие 2015-2016

Работа с родителями

Родительские собрания:

  • «Досуг — дело тонкое»
  • «Семья — здоровый образ жизни»

Приглашение родителей на День открытых дверей «Увлекательный вояж по необычным планетам», открытие творческого сезона «Парад планет», домашний концерт «Ты — дороже всех на свете!», закрытие творческого сезона ДЮЦ «Не привыкайте к чудесам!»

Семейные праздники:

  • «Ты — дороже всех на свете!»
  • «Новогодний переполох»
  • «Российский боец — всем образец!»
  • «Самый светлый праздник марта»
  • «Великий май! Победный май!»

Работает семейный клуб «У семейного очага»

Открытая политика отношений, доброжелательно-деловой подход и авторитет педагогов Дворца создают условия для плодотворного сотрудничества детей, родителей и педагогов.

В детско-юношеском центре «Романтик» создана программа воспитания детей и подростков «Радость общения», включающая коллектив педагогов, родителей, детей и подростков, а также различные институты воспитания.

Один из модулей программы носит название «Проблема семьи – проблема клуба». Цель модуля – налаживание плодотворных связей между семьёй и клубом, усиление роли семьи в формировании жизненной позиции ребенка.

Деятельность нашего учреждения дополнительного образования предполагает возможность активного включения родителей в педагогический процесс.

На протяжении последних трёх лет основными направлениями деятельности педагогов по взаимодействию семьями стали:

— составление характеристик семей воспитанников (общие сведения о родителях, жилищные условия, материальная обеспеченность, интересы к делам клуба), общие сведения о воспитаннике, микроклимат в семье;

— организация психолого-педагогического просвещения родителей (действует Мамина-папина школа, где освещаются вопросы воспитания и развития детей дошкольного возраста), проводятся индивидуальные консультации, тренинги педагога-психолога как с родителями, так и с детьми;

—  создание системы массовых мероприятий с родителями (общеклубные родительские собрания «Семья и клуб – навстречу друг другу», традиционные праздники открытия и закрытия творческого сезона, программы, посвященные Дню матери «Загляните в мамины глаза», «Мамочка моя, милая», конкурсная программа «Папа может», новогодние театрализованные программы, проводы Масленицы и др.;

— работа по организации совместной общественно-значимой деятельности (осенняя акция добра «Теплая варежка», благотворительная акция помощи городской детской больнице, социальный проект «Я + вы = Мы») и досуга родителей и детей (участие в семейной программе «Мама, папа, я – спортивная семья»; Мама, папа, я – творческая семья»; «Мама, папа, я – интеллектуальная семья»; участие в родительском хобби-клубе (секция рисования  и секция по организации праздников), семейном клубе «Мама+»).

— выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания (фотовыставки «Сильные, смелые, спортивные», посвященные Дню защитника Отечества, «Милые, дорогие любимые, посвященные Международному женскому Дню, «Семья вместе и душа на месте», посвященная Международному Дню семьи, новогодние посиделки, творческая мастерская «Сотвори» и др.).

За последние три года увеличился состав родителей, благодаря системе работы с родителями,  а также увеличения групп учащихся в творческих объединениях.

Родители заинтересованы в развитии и воспитании своих детей и помогают посильными благотворительными взносами, что благополучно влияет на развитие материально-технической базы ДЮЦ «Романтик».

Проект «Дворец — центр семейного воспитания»

Актуальность проекта

Семья — это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является.  Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции ребенка. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону   развития   ребёнка   мы   не   рассматривали,   всегда   окажется,   что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет   семья.

Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Во Дворце творчества детей и молодежи существует возможность посредством педагогического воздействия на личность ребенка, реализуя комплекс образовательных программ и программы воспитания «Этот разноцветный мир», создать такую среду, которая привлекает семью к организации образовательной деятельности, способствует укреплению взаимодействия с семьей, повышает роль родительской общественности.

В ДТДМ наработаны разнообразные формы работы деятельности, которые стали доброй традицией в учреждении.  Однако, в свете реформных изменений образовательной области, когда роли семьи отводиться особое место, необходимо пересматривать существующие формы работы, обновлять их. В связи с этим и возникла идея реализации социально-педагогического проекта «Дворец-центр семейного воспитания».

 

      Приоритеты

  1. Создание оптимальных условий для личностного роста детей и подростков в системе дополнительного образования через качественную организацию работы клубов по месту жительства.
  2. Признание права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, неотъемлемое право на свободу выбора.
  3. Разнообразие направлений обучения, удовлетворение современных потребностей детей и подростков и их семей.
  4. Создание профессиональной команды педагогов, обеспечивающей высокий уровень образовательных услуг и результатов обучения.

  В ДТДМ существуют все возможности для реализации данного проекта:

  1. Созданы условия для работы с семьями по месту жительства.
  2. Наличие площадей и достаточно современной материально-технической базы.
  3. Отработаны механизмы проведения платных услуг.
  4. Коллектив Дворца обладает высоким профессиональным уровнем.

Однако существую и слабые стороны, которые необходимо улучшить в процессе реализации проекта:

  1. Дефицит кадров.
  2. Низкий уровень рекламы.
  3. Несоответствие качества повышения квалификации работников потребностям учреждения.
  4. Площади Дворца и ДЮЦ заняты неравномерно в течение дня.
  5. Не отработан механизм привлечения спонсоров и благотворителей.

 Цель проекта — активизация новых форм взаимодействия с родителями в условиях обновления содержания образования, способствующих формированию семейных ценностей, направленных на развитие творческого потенциала детей и подростков

       Задачи:

  1. Изучить и проанализировать опыт работы педагогического коллектива МАУ ДО «ДТДМ» в области семейного воспитания.
  2. Содействовать сплочению, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей через систему совместных дел.
  3. Повысить качественный уровень организации и проведения традиционных мероприятий с родителями.
  4. Разработать, апробировать и совершенствовать формы взаимодействия с родителями в условиях обновления содержания образования.
  5. Обобщить и представить к ознакомлению педагогической общественности города лучший опыт педагогического коллектива по вопросу организации работы с родителями.
  6. Повышать воспитательный потенциал семей посредством психолого-педагогических тематических консультаций, тренингов, бесед.
  7. Совершенствовать формы сотрудничества с родителями.
  8. Развивать и совершенствовать материально-техническую базу учреждения.
  9. Создать условия для привлечения новых специалистов в сфере дополнительного образования по различным востребованным направлениям обучения с целью расширения спектра образовательных услуг.

Этапы реализации проекта 2014-2017 гг. 

 

Содержание деятельности Ответственные Результат
Организационный этап (сентябрь 2014 г. – декабрь 2014 г.
1.      ·    Определение целей и задач проекта Конкретизация и описание Проекта.

·    Формирование пакета нормативно-правового, диагностико-мониторингового и учебно-методического обеспечения.

·    Определение полного состава участников и распределение функциональных обязанностей между участниками действий, необходимых для реализации Проекта; составление плана-графика реализации Проекта.

Фокшей Л.Н.,

директор

 

заместители директора:

Митленко Ю.В.

Зотова Н.А.

Сморыго В.В.

.

— Составление плана работы.

— Мониторинг реализации  проекта.

Диагностический этап (декабрь 2014 г.- февраль 2015 г.)
2.      ·    Выявление имеющегося положительного опыта по теме проекта

·    Мониторинг.  Анализ результатов мониторинга родителей. Корректировка проекта.

·    Собеседование с педагогами.

·    Анализ состояния и качества выполнения работ по проекту.

 

Педагог-психолог Гросс Е.В Проведение диагностики родителей, обработка и анализ результатов.

 

Практический этап (март 2015 г., сентябрь 2015 г.- май 2016 г.)
3.      ·    Реализация разработанных программ, проектов, технологий, проведение конкурсов.

·    Психолого-педагогический мониторинг.

·    Промежуточная экспертиза, корректировка.

·    Реализация разнообразных методических форм работы с педагогическими работниками Дворца

Директор

Фокшей Л.Н.

заместители директора:

Митленко Ю.В.

Зотова Н.А.

Сморыго В.В.

Методисты

Редькина О.И.

Князева А.А.

Семенова Ж.В.

Заведующие отделами

Зинич М.В.

Кузнецова Ю.В.

— Разработка положения конкурса воспитательных мероприятий «На встречу друг другу»

— Размещение информации на сайте ДТДМ.

— Взаимодействие со СМИ о ходе реализации проекта.

— Разработка положения о городских семейных конкурсах и

— Организация системы работы по повышению ЗУН педагогов в области семейного воспитания (проведение семинаров в ДТДМ, формирование заявки на курс НЦПК (72 ч.)

Аналитический (обобщающий) этап (сентябрь 2016 г.-февраль 2017 г.)
4.      ·    Анализ и обобщение материалов.

·    Подготовка и публикация учебно-методического комплекса.

·    Подготовка и формулировка выводов.

·    Распространение положительного опыта.

·    Информирование специалистов, родителей и коллег о результатах проекта

 

 

заместители директора:

Митленко Ю.В

Заведующие отделами

Зинич М.В.

Кузнецова Ю.В.

Методисты

Редькина О.И.

Князева А.А.

Семенова Ж.В

— размещение информации на сайте ДТДМ.

-Организация и проведение заседания Управляющего совета Дворца (один из вопросов повестки «Результаты работы по проекту»).

— Подготовка статей, материалов для публикаций в педагогических изданиях. Выступление на городских педагогических чтениях.

— Инициирование вопроса перед УОиДО о присвоении статуса «Ресурсного центра по семейному воспитанию»

     Методы деятельности:

  • Методы мотивации  и стимулирования:

— материальное стимулирование (премирование);

— социально-психологическая поддержка (награждение, создание ситуации успеха, поощрение);

— организационно-производственные методы (улучшение условий труда, содействие повышению квалификации педагогических работников);

— развитие познавательного интереса;

— возможность соуправления (включение в состав Управляющего совета Дворца).

  • Методы педагогической деятельности:

— теоретические (анализ, сравнение, обобщение, систематизация, проектирование, педагогическая рефлексия);

— эмпирические (методы управления образовательной деятельностью, педагогические технологии)

  • Методы контроля:

— диагностика;

— опрос;

— анкетирование;

— наблюдение.

Состав участников проекта

  1. Учащиеся творческих объединений и воспитанники детско-юношеских центров;
  2. Педагогические работники.
  3. Родители.

Для каждой категории участников предполагаются определенные формы работы.

  • Учащиеся:

— вовлечение в культурно-досуговые проекты, мероприятия для родителей;

-участие в семейных конкурсах на уровне Дворца и города.

  • Педагогические работники:

— разнообразные формы повышения квалификации по семейному воспитанию, как на уровне учреждения (семинары, семинар-практикумы, методические объединения, конференции и т.д.), так и курсовая переподготовка и обучение;

— мониторинг;

— реализация разнообразных культурно-досуговых мероприятий в рамках социально-педагогического-проекта;

  • Родители:

— психолого-педагогическое обучение;

— мониторинг;

— участие в конкурсах семейного творчества;

— Практические занятия в «Хобби — клубе»;

— Семейные клубы при детско-юношеских центрах;

— Возможность соуправления в качестве членов Управляющего совета;

Ожидаемые результаты:

  • Выпуск методических сборников, сценарного материала «Формы работы с родителями»
  • Обобщение опыта работы с семьей и представление педагогической общественности города, публикации в всероссийских педагогических изданиях (конференциях).
  • Разработка форм совместной деятельности УДО и семьи по различным направлениям.
  • Разработка и реализация образовательных программ новых видов деятельности.
  • Увеличение численности участников городского семейного клуба «Счастливая семья».
  •  Создание «Хобби -центра» для родителей.
  • Отработан механизм привлечения благотворительных средств и работы со спонсорами.
  • Расширения спектра платных услуг.
  • Проведение городских конкурсных, праздничных программ для родителей.
  • Стабильно положительная сохранность контингента учащихся как показатель востребованности образовательных услуг. 

Перечень материалов, представляемых по окончании проекта, возможность их тиражирования и трансляции

  • методические рекомендации по организации работы с родителями, в том числе и сборники сценарного материала;
  • программы психолого-педагогического просвещения родителей «Родительский всеобуч»;

Тиражирование и трансляция положительного опыта реализации проекта будет осуществляться через издание статей, докладов, на сайте МАУ ДО «ДТДМ», выступлении на городских Педагогических чтениях, внутренних формах методической деятельности (семинары, методические объединения, мастер-классы, Педагогические советы).

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

Оценка реализации проекта основывается на показателях психолого-педагогической, методической, социальной и материально-технической результативности.

Психолого-педагогическая результативность определяется качественными характеристиками (актуальность, новизна, теоретическая значимость, эффективность предложений, готовность к внедрению) и количественными показателями (объем и уровень публикаций, участие родителей в различных программах по психологическому просвещению), стабильная сохранность контингента учащихся, а в некоторых случаях и увеличение численности.

Методическая результативность определяется численностью педагогов, включенных в проектную деятельность, количественными показателями организации методической работы с педагогами области по теме проекта в различных формах (конференции, семинары, творческие отчёты, круглые столы, консультации, презентации и т.д.), реализацией программ обучения родителей и педагогов, количеством методических сборников и выпусков по теме проекта.

Социальная результативность выражается в доступности инновационных продуктов педагогической общественности города, широкой сети социального партнерства.

Материально-техническая обеспеченность выражается в увеличении суммы благотворительных взносов, финансово-хозяйственной родительской помощи.

Организация и проведение проекта включает систему мониторинговых исследований за ходом его реализации:

  1. Численность родителей учащихся творческих объединений, принимающих участие в реализации различных форм культурно-досуговой деятельности.
  2. Численность семей, вовлеченных в проект.
  3. Доля педагогических кадров МАУ ДО «ДТДМ» прошедших повышение квалификации по вопросу семейного воспитания.
  4. Уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг со стороны родителей (законных представителей).
  5.  Уровень организации методической работы по теме проекта.
  6.  Количество социальных проектов и культурно-досуговых мероприятий, реализованных педагогическими работниками Дворца.
  7.   Уровень обновления и пополнения материально-технической базы.
Проект «Супер-семья»

Семья и учреждение дополнительного образования – два важных института социализации детей. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Наблюдается, что дети во всех семьях испытывают дефицит духовного общения с родителями. Родители очень мало времени уделяют детям. Больше заняты уборкой, готовкой, стиркой.  А духовно-эмоциональное общение детей и родителей находится на втором плане. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от семьи на 70 % зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру.

Для того чтобы определить на каком уровне ведется воспитательная работа с семьей был проведен анализ работы в коллективах по данному направлению. Во Дворце творчества детей и молодежи  42 творческих коллектива, в которых занимаются 2009 учащихся. Анализируя воспитательную работу в коллективах, был составлен рейтинг воспитательных мероприятий, по результатам которого было видно, что работа с семьей составила 39 %.

На основании этого был обозначен ряд проблем: низкий уровень организации совместного досуга детей и родителей, для самореализации творческого потенциала, расширения кругозора; занятость и загруженность родителей экономическими проблемами.

Для решения этих проблем Дворец творчества детей и молодежи разработал творческий проект «Супер-семья!»

 

Основная идея проекта заключается в том, что необходимо  пробудить творческую активность родителей и учащихся творческих коллективов Дворца творчества детей и молодежи. Создать психологически комфортные условия для эмоционального общения детей и родителей. Нужно организовать работу с семьей так, чтобы предоставить возможность детям и родителям для дополнительного эмоционального общения, которого им не хватает дома.

Цель проекта: Создание условий для повышения качества организации социального партнерства Дворца и семьи в рамках воспитания учащихся через совместную досуговую деятельность. 

           Задачи проекта:

-формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка;

-активизация интереса детей к здоровому образу жизни;

-приобщение учащихся к изучению культурных традиций и историческому наследию родного города

Деятельность в рамках проекта

Целевая группа

Проект направлен на работу с учащимися творческих объединений МАУ ДО «ДТДМ» и их родителями. Всего деятельностью в рамках  проекта было охвачено более 150 человек.

Основные этапы реализации проекта

I этап (подготовительный) – сентябрь

—        изучение спроса родителей на участие в досуговых мероприятиях Дворца совместно с детьми (анкетирование);

—        выбор форм досуговых мероприятий;

—        мотивирование педагогов на вовлечение родителей в проектную деятельность

II этап (организационный) октябрь

—        прием заявок на участие в проекте;

—        составление графика проведения мероприятий

III этап (основной) – ноябрь-март  проведение конкурсных мероприятий:

—        «Папа, мама, я – спортивная семья»;

—         «Папа, мама, я – интеллектуальная семья»;

—        «Папа, мама, я – творческая семья»

IV этап (заключительный)  — апрель

— подведение итогов проекта;

— проведение церемонии награждения по итогам проекта

Описание отдельных мероприятий

  1. Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»

Место проведения: спортивный зал МБОУ «СОШ №1».

Аудитория: 10 семей – участники конкурса. Болельщики: педагоги, учащиеся и их родители, артисты (учащиеся творческих коллективов МАУ ДО «ДТДМ»)

Охват: 100 человек.

В рамках проведения конкурса: открытие проекта, выступление вокальных и хореографических коллективов, проведение спортивных эстафет для конкурсантов,  проведение конкурсов для болельщиков.  Подведение итогов, награждение по итогам конкурса.

  1. Конкурс «Папа, мама, я – интеллектуальная семья»(Тема: история Норильска).

Место проведения: МАУ ДО «ДТДМ» (гостиная).

Аудитория: 10 семей – участники конкурса. Болельщики: педагоги, учащиеся и их родители, артисты (учащиеся творческих коллективов МАУ ДО «ДТДМ»)

Охват: 100 человек.

В рамках проведения конкурса интеллектуальные игры: брейн-ринг, аукцион, викторина с участниками конкурса. Викторина, разгадывание кроссворда с болельщиками. Выступление творческих коллективов МАУ ДО «ДТДМ». Подведение итогов, награждение по результатам конкурса.

  1. Конкурс «Папа, мама, я – творческая семья»

Аудитория: 10 семей – участники конкурса. Болельщики: педагоги, учащиеся и их родители, артисты (учащиеся творческих коллективов МАУ ДО «ДТДМ»)

Место проведения: МАУ ДО «ДТДМ» (актовый зал).

Охват: 180 человек.

В рамках проведения конкурса: показ творческого домашнего задания участниками конкурса, игры с участниками и болельщиками, выступление творческих коллективов МАУ ДО «ДТДМ». Подведение итогов, награждение по результатам конкурса.

  1. Церемония награждения.

Аудитория: 10 семей – участники конкурса. Болельщики: педагоги, учащиеся и их родители, артисты (учащиеся творческих коллективов МАУ ДО «ДТДМ»)

Место проведения: МАУ ДО «ДТДМ» (актовый зал).

Охват: 180 человек.

В рамках проведения церемонии: подведение итогов по трем конкурсам, награждение семей по номинациям, поздравления, показ видео-фрагментов конкурсов, выступление творческих коллективов МАУ ДО «ДТДМ».

Организационный план проекта

 

Мероприятие Сроки

проведения

Ответственные
1 Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» сентябрь Зинич М.В.

Кузнецова Ю.В.

2 Конкурс «Папа, мама, я – интеллектуальная семья» декабрь
3 Конкурс «Папа, мама, я – творческая семья»

 

февраль
4 Церемония награждения апрель

Результаты по итогам проекта

Проект был реализован в учреждении 3 раза: 2012-2013 у.г., 2013-1014 у.г., 2014-2015 у.г. В результате реализации проекта:

  1. Повысилась заинтересованность родителей в участии совместно с детьми в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых нашим учреждением. Ежегодно увеличивалось количество участников  проекта.

Таблица 1. Участие семей в проекте

2012-2013 у.г. 2013-2014 у.г. 2014-2015 у.г.
8 семей

(7 творческих объединений)

10 семей

(9 творческих объединений)

14 семей

(10 творческих объединений)

 

  1. Повышение заинтересованности педагогов в организации семей на участие в культурно-досуговых мероприятиях. Педагоги, принявшие участие в проекте в первый год реализации, принимали участие и в последующие годы, давая возможность большему количеству семей участвовать в данном проекте.

Таблица 2. Участие творческих объединений в проекте

2012-2013 у.г. 2013-2014 у.г. 2014-2015 у.г.
«Юность Заполярья»

«Талнахский перепляс»

«Театр танца»

«Карусель»

«Home comp»

«Мозаика»

«Вундеркинды»

 

«Юность Заполярья»

«Талнахский перепляс»

«Театр танца»

«Карусель»

«Home comp»

«Энергетика»

«Вундеркинды»

«Родничок»

«Жарки»

 

«Юность Заполярья»

«Талнахский перепляс»

«Театр танца»

«Карусель»

«Home comp»

«Энергетика»

«Вундеркинды»

«Родничок»

«Жарки»

«Автограф»

 

  1.  В учреждении сохранилась традиция проведения совместных мероприятий с учащимися и родителями,  способствующая формированию доброжелательных отношений между детьми разных коллективов и  между родителями. Повысился уровень профессиональной компетентности педагогических работников Дворца, способствующий качественному проведению досуговых мероприятий внутри детских творческих объединений.

В 2015-2016 в МАУ ДО «ДТДМ» реализуется социальный  проект «Навстречу друг другу», в рамках которого педагоги организуют культурно-досуговые мероприятия для семей в детском коллективе.

           Таблица 3. График проведения культурно-досуговых  программ для родителей в  рамках проекта «Навстречу друг другу»

 

Коллектив Ответственный

педагог

Мероприятие (форма, название) Дата Время Место
1 «Вундеркинды» Стружкина Т.Г. Семейный праздник «Загляните в мамины глаза» 27.11 18.00 ДЮЦ «Романтик»
2 Баян, аккордеон Солнцев В.И.

Симонов А.Г.

Концертно-игровая программа «День Матери» 28.11 15.00-

16.30

Гимназия 7
3 Фортепиано Цыбульская Ю.В. Игровая концертная программа «Слушаем музыку вместе» 8.12 18.00-

20.00

Гимназия 7
4 «Ёжики» Котова Л.В. Семейный праздник «Обыкновенное чудо» 19.12 17.00-

19.00

ДЮЦ «Горка»
5 «Родничок» Чебанова Е.Г. Семейный праздник «Как в старину Новый Год встречали» 15.01. 18.00-

19.00

ДЮЦ «Горка»
6 «Театр танца» Гебель Ю.В. Конкурс «Приоткрывая занавес» 16.01 15.00 ДТДМ
7 «Настроение» Залазаева Е.В. Концертно-игровая программа «День именинника» 10.02 18.30 ДЮЦ «Горка»
8 «Синяя птица» Сысоева Н.Н. Праздник «Самый хороший папа» 22.02 17.00 Каб.3
9 «Жарки» Барковская С.А. Праздник «Ворна хатл» 27.02 17.00 Алькор
10 «Фортуна» Крушинская С.А.

Еремеева Е.В.

Семейный праздник, посвященный празднованию 23 февраля и 8 марта

«23/8»

28.02 15.00 Кааб.2
11 «Ветер перемен» Старусева О.А. Семейный праздник «Любимой маме посвящаю» 5.03 15.00 ДЮЦ «Алькор»
  1. Расширение социального партнерства. В рамках проекта сотрудничали с учреждениями:

— МБОУ «СШ№1»; МБОУ «СШ №18»; МБОУ «Лицей №3»;

— Благотворительный фонд «Территория добра».

  1. Выпуск сборника сценариев для начинающих педагогов дополнительного образования.
Родительский «Хобби-клуб»

В жизни каждого человека семья занимает особое место. Именно она в первую очередь очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, которые происходят в обществе. В советский период вопросу детского и семейного досуга уделялось достаточно внимания. За годы преобразований подверглись разрушению формировавшаяся десятилетиями социальная инфраструктура страны, системы дошкольного, общего и дополнительного образования. В наше время семья переживает сложный этап развития. Дворец предоставляет возможность каждой семье развиваться в различных направлениях, узнавать друг друга лучше, по-новому воспринимать друг друга. Для этого в 2015 году был создан родительский «Хобби-клуб».

Трудно переоценить роль семейного досуга. Очень важно, чтобы любое занятие в этой сфере было рациональным с точки зрения отдыха и, в то же время, интересно и достаточно ценно в социально-педагогическом отношении. В активных интересных занятиях и дети, и родители быстрее и полнее отдыхают, испытывая положительные эмоции, возникающие в результате самовыражения и удовлетворения духовных потребностей.

На сегодняшний день актуальным является потребность у детей в общении с родителями, заинтересованность их в совместной деятельности.

Правильно организованный семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, т.е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья ее членов, удовлетворение различных духовных потребностей.

Совместная деятельность формирует систему ценностей семьи, положительно и эмоционально окрашивает познавательную деятельность, приводит к социально значимому творчеству и духовному общению.

 

Название проекта «Родительский хобби-клуб»
Какую проблему решает проект Сохранение и пропаганда семейных ценностей. Способствовать гармонизации детско – родительских взаимоотношений.
Цель проекта Формирование устойчивой потребности у членов семей воспитанников Дворца в организации содержательного и культурного досуга через подготовку и участие в различных культурно-массовых  мероприятиях.
Организатор Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи»
Целевая аудитория проекта (для кого он предназначен) Семьи воспитанников Дворца
Задачи: ü Разнообразить формы семейного досуга

ü Привить воспитанникам Дворца понятие «семейных ценностей».

ü Обобщать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

ü Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

ü Установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка.

Основные мероприятия Организация работы клуба:

ü Открытие клуба. Вечер знакомства «Давайте познакомимся!»

ü Занятия для родителей по направлениям:

·         декоративно-прикладное

·         техническое

·         театральное мастерство

·         хореография

·         вокал

·         педагоги-организаторы, которые могут научить вас интересно организовать ваш семейный досуг

ü Участие в культурно-досуговых мероприятиях Дворца.

ü Фотоконкурс «Мир в семье – счастье в доме»

ü Городской конкурс «Супер семья»

ü Выставка кулинарного искусства «Семейная вкуснятина» в рамках празднования Масленницы.

ü Участие в праздничных мероприятиях: вечер, посвященный Дню матери, День отца.

ü «Рождественские посиделки»

ü Закрытие творческого сезона Дворца

Период реализации 2015-2018гг.
Ожидаемые результаты ü Удовлетворение потребностей в творческой самореализации.

ü Укрепление семейных взаимоотношений.

ü Повышение компетентности родителей    в вопросах семейного воспитания.

ü Создание новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

ü Формирование положительного имиджа Дворца.

Семейный клуб «Лада»

Семейный клуб «Лада»  приоритетное направление в рамках функционирования проекта «Дворец – центр развития семейного воспитания»

Клуб расположен на базе детско-юношеского центра «Горка» Дворца творчества детей и молодежи. Участниками клуба являются воспитанники творческого объединения «Родничок» и их родители, а также дети, обучающиеся в детско-юношеском центре «Горка».

Цель клуба — объединение детей, родителей, педагога в единый коллектив единомышленников. 

Задачи:

  • сформировать целостное восприятие народной культуры, бережное отношение к культурным традициям, как своего, так и других народов, сохранить и развить чувства гордости за свою страну;
  • сохранить и поддержать традиции детских коллективов, способствующих формированию значимых личностных качеств;
  • создать условия для осознанного профессионального самоопределения воспитанников;
  • организовать совместную деятельность детей и их родителей, воспитывать культуру организации свободного времени.

Направления деятельности семейного клуба:

Ø  изучение и возрождение народной художественной культуры в совместной деятельности (педагог — родители — дети);

Ø  приобщение к здоровому образу жизни;

Ø  проведение занятий по изучению и изготовлению народного костюма для учащихся;

Ø  организация выставок творческих работ, концертов совместно с родителями, учащимися, педагогами;

Ø  проведение посиделок и праздников по народному календарю.

Виды совместных мероприятий педагога, детей и родителей:

Ø  организация и проведение тематических посиделок (чаепитие);

Ø  участие родителей и детей в общих календарных праздниках.

План

работы семейного клуба «Лада»

 

Мероприятие Дата Количество человек
«Капустный хоровод» — гостевой день.

 

октябрь 36
«Кузьминки об осени поминки» — посиделки.

 

ноябрь 38
«Славянские праздники и обряды» — тематический вечер.

 

декабрь 36
«Святочные посиделки» — КТД, праздник.

 

январь 40
«Славянские чудеса» — экскурс в славянскую мифологию.

 

февраль 36
«Как на масленой неделе!» — КТД, праздник.

 

февраль 60
«Весна-красна, ты с чем пришла?» — игровой тренинг.

 

март 42
«Не надобен клад, коли в семье лад» — посиделки.

 

май 36

Члены клуба «Лада» собираются вместе ежемесячно. На встречах могут присутствовать все желающие.

Проведение таких праздников как Масленица, Рождество, приход Весны стало традицией. В организации, подготовке и проведении этих праздников родители принимают самое активное участие.

Результативность деятельности клуба:

— увеличение количества воспитанников, вовлеченных в коллективную творческую деятельность;

— организованный досуг;

— повышение уровня воспитанности;

— удовлетворение потребности в самореализации;

— расширение культурологического образовательного пространства;

— рост потребности детей и их родителей в организации совместной деятельности;

— активизация участников программы и положительная мотивация на успешную деятельность;

— нацеленность на здоровый образ жизни;

— исследовательская деятельность.

Заключение по результатам анкетирования родителей в 2014 – 2015 учебном году в рамках проекта «Дворец – центр семейного воспитания»

В рамках проекта «Дворец – центр семейного воспитания», который начат во Дворце творчества детей и молодежи в  2014 – 2015 учебном году, было выполнено анонимное анкетирование и опрос родителей.

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения, а так же выяснить пожелания родителей по организации совместной работы Дворца с семьей.

В работе использовалась методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения, а также анкета по выяснению пожеланий родителей.

Всего приняли участие в анкетировании 253 родителя из 24-х творческих объединений, школы раннего эстетического развития «Кроха», 3-х детско-юношеских центров:

т/о «Умелые ручки» — 5 родителей

т/о «Фантазия» — 10 родителей

т/о «Энергетика» — 5 родителей

т/о «Премьера» — 10 родителей

т/о «Автограф» — 15 родителей

т/о «Этюд» — 9 родителей

т/о «Кисточка» — 8 родителей

х/к «Театр танца» — 5 родителей

т/с «Синяя птица» — 8 родителей

т/о «Кутюрье» — 6 родителей

т/о «Карусель» — 7 родителей

т/о «Жарки» — 7 родителей

т/о «Ежики» — 8 родителей

т/о «Мультиколор» — 4 родителя

муз. отделение (баян, аккордеон) – 10 родителей

т/о «Ветер перемен» — 10 родителей

т/о «Гармония» — 5 родителей

т/о «Фортуна» — 14 родителей

т/о «Настроение» — 9 родителей

т/о «Вундеркинды» — 7 родителей

х/к «Юность Заполярья» — 25 родителей

муз. отделение (фортепиано) – 10 родителей

т/о «Мелодия» — 2 родителя

х/к «Талнахский перепляс» — 7 родителей

школа РЭР «Кроха» (ДЮЦ «Алькор») – 17 родителей

школа РЭР «Кроха» (ДЮЦ «Романтик») – 11 родителей

ДЮЦ «Горка» (актив) – 7 родителей

ДЮЦ «Фортуна» — 10 родителей

ДЮЦ «Романтик» — 2 родителя

Получены следующие результаты:

Название творческого объединения Количество родителей Уровень удовлетворенности родителей работой Дворца
В С Н
«Умелые ручки» 5 5
«Фантазия» 10 7 3
«Энергетика» 5 3 2
«Премьера» 10 9 1
«Автограф» 15 15
«Этюд» 9 8 1
«Кисточка» 8 6 2
«Театр танца» 5 5
«Синяя птица» 8 8
«Кутюрье» 6 4 2
«Карусель» 7 7
«Жарки» 7 7
«Ежики» 8 8
«Мультиколор» 4 4
Муз. отд. (баян, аккордеон) 10 6 4
«Ветер перемен» 10 9 1
«Гармония» 5 5
«Фортуна» 14 12 2
«Настроение» 9 9
«Вундеркинды» 7 7
«Юность Заполярья» 25 22 3
Муз. отд. (фортепиано) 10 7 3
«Мелодия» 2 2
«Талнахский перепляс» 7 6 1
Школа РЭР «Кроха» (ДЮЦ «Алькор») 17 17
Школа РЭР «Кроха» (ДЮЦ «Романтик») 11 11
ДЮЦ «Горка» 7 7
ДЮЦ «Фортуна» 10 9 1
ДЮЦ «Романтик» 2 2
Итого: 253 227 26

 

Таким образом, из таблицы видно, что преобладающим является высокий уровень удовлетворенности родителей работой Дворца творчества детей и молодежи. В процентном соотношении это может быть выражено следующим образом: из общего количества опрошенных родителей 90% с высоким уровнем удовлетворенности, 10% родителей – со средним уровнем. Родителей с низким уровнем удовлетворенности работой Дворца творчества детей и молодежи не выявлено.

Для дальнейшей реализации проекта нам необходимо знать мнения (пожелания) родителей по организации работы Дворца и семьи. С этой целью был проведен опрос родителей и получены следующие результаты:

71% родителей считают наиболее эффективной формой работы совместные дела детского и родительского коллектива (праздничные, конкурсные, концертные мероприятия);

44% родителей считают, что наиболее эффективными формами совместной работы Дворца и семьи являются родительские собрания и беседы с родителями;

13% родителей считают эффективными психологические тренинги;

12% родителей предпочитают консультации с психологом Дворца.

Кроме перечисленных форм работы родителями были предложены следующие мероприятия с целью организации семейного досуга: экскурсии по городу, выезды на природу, совместные выходы на мероприятия города, спортивные мероприятия, совместные чаепития, капустники, собрания с детьми, мастер-классы: родители-ребенок, семейный вечер «Будем знакомы», семейные вечера-посиделки (тематические), совместные летние каникулы на море, открытые занятия. Также родители выразили пожелания чаще видеть своих детей на сцене со своими номерами, получать более подробную информацию о проведении предстоящих спектаклей, получить абонемент на годовое посещение мероприятий Дворца.

Также родители заявили о необходимости помощи в разрешении проблем во взаимоотношениях с детьми, которую они хотели бы получать в форме психологических тренингов, совместных мероприятий, бесед с психологом.

Отметили, что Дворец – это коллектив, в котором всегда легче решать проблемы.

Педагог-психолог МАОУ ДОД ДТДМ Гросс Е. В.

О проекте «Дворец-центр семейного воспитания»

Сегодня система дополнительного образования претерпевает серьезные изменения, которые направлены на повышение качества оказываемых образовательных услуг, расширения спектра различных направлений деятельности, консолидация ресурсов для пополнения материально технической базы учреждения, увеличения заработной платы педагогам дополнительного образования с целью привлечения молодых и квалифицированных специалистов.

Реформа дополнительного образование детей, по сути, не начата, но многие подготовительные шаги и предпосылки для изменений уже существуют – изменяющийся запрос общества, формирующийся заказ государства, складывающиеся новые образовательные практики, что явно влечет изменение нормативно-правового поля. В грядущей реформе важная роль отводится семье, как основному заказчику образовательных услуг. В свете реформных изменений, когда роли семьи отводится особое место, необходимо пересматривать существующие формы работы, обновлять их. В связи с этим и возникла идея реализации социально-педагогического проекта «Дворец-центр семейного воспитания».

 

         Дворец творчества детей и молодежи это ведущее учреждение дополнительного образования в регионе, где занимается около 2000 детей, соответственно около 4 тысяч родителей (законных представителей).  Это высокая цифра граждан города, которые напрямую влияют на выбор тех или иных образовательных услуг, определяют конкуретноспособность учреждения, формируют общечеловеческие и общекультурные ценности своих детей. Безусловно не все семьи являются благополучными. По информации начальника ОДН Отдела МВД России по г. Норильску за 11 месяцев 2015 года подростковая преступность возросла в сравнении с аналогичным периодом 2014 года на 178 преступлений (108,5%). С целью профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних образовательным учреждениям «…предлагаю провести мероприятия, направленные на социализацию детей, обратить особое внимание родителей на организацию занятости детей во внеурочное время и контроль свободного времени детей и подростков…»(Письмо Начальника УОиДО Колина А.Г. от 24.12.2015 г.)

Поиск новых форм работы с родителями, вовлечение их в широкий спектр различных видов деятельности позволяет относительно влиять на социализацию, формировать семенные ценности, создавать семейные традиции, обучать родителей практическим навыкам позитивного взаимодействия с детьми, пропагандироватьзначимость семьи в жизни каждого человека, воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

Кроме того, Дворец творчества детей и молодежи сохранил и развивает работу по месту жительства, через организацию деятельности детско-юношеских центров. На сегодняшний день эффективно работают 4 ДЮЦ в различных микрорайонах города.

Прежде чем приступить к реализации проекта была проведена диагностическая работа с родителями учащихся и воспитанников Дворца (Приложение №1 «Заключение по материалам диагностики родителей»).

В ДТДМ наработаны разнообразные формы работы, которые стали доброй традицией в учреждении, востребованы родителями.  По каждому из ниже приведенных направлений деятельности имеются конкретные положительные результаты.

Приложение №2 «Психолого-педагогическое сопровождение родителей»

 Приложение №3 «Доклад Саламатиной О.А. о деятельности городского семейного клуба «Счастливая семья»»

Приложение №4 «Анализ форм работы с семьей в детско-юношеских центрах»

Приложение №5 «Деятельность семейного клуба «Лада»»

Приложение №6 «Проект Супер-семья»

Приложение №7 «Родительский хобби-центр»

Приложение №8 «Перечень методических форм работы 2014-2015 г.»

Психолого-педагогическое сопровождение родителей в рамках проекта «Дворец-центр семейного воспитания»

Во Дворце творчества детей и молодежи психолого-педагогическая поддержка осуществляется педагогом-психологом 1 квалификационной категории Гросс Е.В. по следующим направлениям:

— диагностическая;

— консультативная;

— коррекционно-развивающая;

— просветительская.

Диагностическая деятельность

Диагностическая работа с родителями осуществляется как в рамках консультаций повопросам воспитания детей и общения с ними, так и с целью выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что преобладающим является высокий уровень удовлетворенности родителей работой Дворца творчества детей и молодежи.  За последние 2 учебных года в процентном соотношении это может быть выражено следующим образом: из общего количества опрошенных родителей 90% с высоким уровнем удовлетворенности, 10% родителей – со средним уровнем. Родителей с низким уровнем удовлетворенности работой Дворца творчества детей и молодежи не выявлено.

Консультативная деятельность

Семья является первым уровнем оказания помощи ребенку при возникновении у него проблем, тормозящих развитие. Родители часто не различают собственные проблемы и проблемы, возникающие у детей. Они, и в том и в другом случае берут ответственность на себя. Таким образом, ребенок не научается принятию решений, а занимает пассивную позицию, ожидая, что за него все решат взрослые. Если в проблемной ситуации ребенок действует самостоятельно, он приобретает опыт, который способствует его развитию. Родители, направляя это развитие, создают условия для поиска ребенком альтернативных решений проблемы, а также организуют психологическую поддержку в семье. Таким образом, консультирование родителей осуществляетсяпо вопросам воспитания детей и общения с ними.

Качественный анализ консультативной деятельности позволяет сделать вывод, что основныевопросы обращения родителей — различные нарушения семейных отношений. Очень частопричиной этих нарушений является психологическая неграмотность в вопросах взаимодействия сдетьми и взрослыми. Результативность консультаций проявляется в изменении отношенияконсультируемого к проблеме, нахождении им способов самостоятельного и компетентного еерешения. А востребованность данного вида психологической услуги подтверждается положительной динамикой: ежегодно увеличивается количество родителей, обратившихся за помощью к психологу.

Коррекционно-развивающая деятельность

Коррекционно-развивающая работа с родителями осуществляется в рамках цикла занятий поустановлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.Эффективность данной работы подтверждают следующие отзывы родителей (по результатам анкетирования 2014-2015 г.):

«Понравилась тема «Конфликты», интересно было разрешать самому проблемную ситуацию, используя новые знания»;

«Очень нужные и полезные занятия»;

«Использую способы, помогающие установить и поддерживать дисциплину в семье. Способы дают хорошие результаты»;

«Мы начали хорошо кушать, друг друга слышать, понимать, разрешать конфликты»;

«Учимся договариваться с ребенком»;

«В результате применения активного слушания ребенок стал слышать меня»;

«Для меня было открытием то, что с ребенком нужно договариваться, а не приказывать»;

«Я стала больше прислушиваться к своему ребенку и стараюсь с ним договариваться»;

«Хочется поблагодарить за организацию «Школы для родителей». Такая школа позволяет понять и переоценить отношения в семье к детям. Позволяет услышать мнения не только специалистов, но и мнения других родителей с теми же вопросами и проблемами».

Психологическое просвещение

Ежегодно во Дворце творчества детей и молодежи проводится психологическое просвещение родителей в рамках семейного клуба «Как воспитать своего ребенка счастливым?», атак же организуются тренинги с родителями творческих объединений  по темам: «Семейные конфликты», «Родительские установки», «Что такое психологическое здоровье и как его сохранить», «Умеете ли вы любить своего ребенка?», «Подростковая агрессивность, как следствие деструктивного воспитания детей в семье», «Почему дети ведут себя плохо?», «Права детей и права родителей», психологическая лаборатория «Договариваемся с подростком» и другие.

Кроме перечисленных форм работы психологическое просвещение родителейосуществляется через информацию, предоставляемую на сайте Дворца, в разделе «Страничка психолога» по следующим темам:

  • «Как научить ребенка позитивно мыслить»;
  • «Целенаправленная визуализация»;
  • «Обучение детей визуализации»;
  • «Дисциплина. Поощрения и наказания»;
  • «Как сформировать позитивное самовосприятие у детей?»;
  • «О вреде негативных эмоций и о пользе позитивных»;
  • «Как учить детей позитивным переживаниям»;
  •  «Новые методы воспитания детей», а также через информацию на стенде Дворца: «Хочу быть самостоятельным», «Детские чувства»; «Детская ложь»; «Секреты бесконфликтного общения»; «Техники позитивного мышления»; «Сила слова, построение позитивных утверждений» и другие.

Разработаны рекомендации для родителей по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, буклеты: «Создай себе настроение», «Способы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций», «Активное слушание», «Язык принятия и язык непринятия».

Результативностью просветительской деятельности с родителями является: 1) их высокая активность; 2) увеличение числа индивидуально консультируемых по рассматриваемым темам,так как не все участники могут публично задать вопрос по интересующей  теме; 3)заинтересованность родителей в психологических знаниях.

Дата обновления страницы: 20.02.2022

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Ноябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930